Життя та творчість Ф.М. Достоєвського
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСТВО. ГОДЫ УЧЕНИЯ НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ. АРЕСТ. КАТОРГА. ВОЕННАЯ СЛУЖБА ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЖУРНАЛЫ «ВРЕМЯ», «ЭПОХА». «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» «ИДИОТ». ИЗДАНИЕ «ГРАЖДАНИНА». «ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ» СТАРАЯ РУССА. «ПОДРОСТОК». «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. ПОХОРОНЫ ДОСТОЕВСКОГО.
Фасад главного здания бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя М.А.Достоевский В левом флигеле больнице в 1821 году родился Ф.М.Достоевский, а в правом он провел детские и отроческие годы. Ныне здесь Музей-квартира Ф.М.Достоевского Издания книг Ф.М.Достоевского на русском языке и памятник в Москве. Скульптор С.Д.Меркуров В 1918г. Памятник был установлен на Цветном бульваре согласно «Постановлению Совета Народных Комиссаров от 30 июля 1918г» за подписью В.И.Ленина. В 1936г. Памятник был перенесен к зданию бывшей Мариинской больницы для бедных.
Михаил Андреевич Достоевский – отец Федора Михайловича. Был человек угрюмый, нервный, подозрительный Мария Федоровна Достоевская – мать писателя. Была человеком жизнерадостным, добрым, религиозным.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ старший брат Федора. Их объединяли общие интересы, оба они рано приобщились к литературе и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Чувство дружбы и привязанности братья сохранили на всю жизнь.
Иллюстрация к повести «Белые ночи» Есть…в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает солнце, которое светит для всех петербургских людей…В этих углах…выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит,а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время…В этих углах проживают странные люди - мечтатели. Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ.
Я очень хорошо знаю…что напечатанная мною… первая часть «Неточки Незвановой» - произведение хорошее…Я знаю, что это произведение серьезное…Я люблю мой роман и не испорчу его. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ - А.А.КРАЕВСКОМУ. НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА
М.В.БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ С начала 1847 года Достоевский становиться постоянным посетителем кружка «пятниц» Петрашевского. На его квартире, обсуждались политические, философские и социально-экономические вопросы.
В ночь с 22 на 23 апреля 1849г. По личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость
Омский острог. Вид на Иртыш. Обряд казни петрашевцев на Семеновском плацу. Достоевский как участник кружка Петрашевского был объявлен политическим преступником. Вместе с другими он был приговорен к казни через расстрел. Казнь была отменена, но ее обряд совершился 22 декабря 1849 г.
Достоевский был приговорен к каторге на 4 года, которую отбывал в Омском остроге в 1850-1854гг.
Прибыв в Семипалатинск для прохождения службы, Достоевский вел довольно уединенный образ жизни
Ф.М.Достоевский в форме унтер-офицера. Достоевскому удалось добиться смягчения своей участи и получить сначала унтер-офицерский чин, а затем производство в офицеры.
В начале 1857г. Достоевский женится на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой Дом Лепухиных, где Достоевский жил с женой после женитьбы.
Мы решились основать журнал, вполне независимый от литературных авторитетов - несмотря на наше уважение к ним…наш журнал не будет иметь никаких нелитературных антипатий и пристрастий…Мы не уклонимся и от полемики… Ф.М.Достоевский («Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861г.»)
В 1864г. умерла Мария Дмитриевна, жена писателя. В этом же году скончался брат Михаил Михайлович. Отныне все заботы по журналу «Эпоха» пали на его плечи. Но в начале 1865 года он был вынужден прекратить издание.
Петербург. Екатерининский канал. Вблизи Екатерининского канала писатель жил неоднократно в 1860-е годы. Здесь находилась редакция его журналов «Время» и «Эпоха». Екатерининский канал – средоточие мест действия в некоторых петербургских повестях и романах Достоевского. С ним связаны сцены в повести «Белые ночи». Многие «адреса» героев романа «Преступление и наказание» также здесь: дом Сони Мармеладовой, процентщицы, неподалеку Раскольникова.
Стенографка моя, Анна Григорьевна Сниткина, была молодая и довольно пригожая девушка, 20 лет, хорошего семейства, превосходно кончившая гимназический курс, с чрезвычайно добрым и ясным характером…При конце романа «Игрок» я заметил, что она меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова, а мне она все больше и больше нравилась…Я предложил ей выйти за меня. Она согласилась,и вот мы обвенчаны…Я все более и более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у нее есть, и любить она умеет. Ф.М.Достоевский - А.П.Сусловой. 23 апреля 1867г.
Приметы времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».АРХИТЕКТУРА. «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф , чем на квартиру.» «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.» «С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками-портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и прочие…Лестница была тёмная и узкая, «чёрная».» «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отварена.Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый…В комнате было душно, но окна она не отворяла ; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена ; из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла.» «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной , имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилась в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению : было три старых стула, крошечный стол в углу, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Перед софой стоял маленький столик.» «Было около девяти часов , когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчёвен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади , а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…У самого К-ного переулка, на улицу, мещанин и баба , жена его , торговали с двух столов товаром : нитками, тесёмками, платками ситцевыми и т.д..» «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый год.» «Проходил он часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую. Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими заведениями. Везде толпились люди.»
ДОСТОЕВСКИЙ И ПЕТЕРБУРГ Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова., здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки… Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу» (как сказал на своём оригинальном и выразительном языке герой «Преступления и наказания» Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации, характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. «Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - записал Достоевский в «Дневнике писателя», - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира». Это и делал Достоевский, извлекая из факторов, до него находивших место лишь на странмцах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.
В старой Руссе, в старом русском доме жил Достоевский в летнее время 1872 года. Летом 1875 года он работал здесь над романом «Подросток». В кабинете на втором этаже создавались лучшие главы «Братьев Карамазовых», «Речь о Пушкине». Дом описан в романе «Братья Карамазовы» как дом Федора Павловича Карамазова.
Титульный лист журнала «Отечественные записки», где печатался «Подросток» Аркадий в чайной. Аркадий после скандала в игорном доме.
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности, невозможно предсказать и предвидеть.
Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, где его меньше всего ожидают.
Раньше нам было трудно понять, почему Достоевский был столь популярен на Западе, где его творчество признавалось чуть ли не мировым сокровищем.
Но все же тогда еще мы не совсем четко могли понять, почему для европейца особенно важно было знать, что рядом есть чуткая метафора Достоевского.
Однако, несмотря на все это, времена советской действительности как бы скрывали от нас остроту и актуальность звучания его романов.
Оказалось, что прошло еще много лет и ужас положения Голядкина, оставшегося один на один с миром бесправия, и безвыходная агония разума Раскольникова, снова встанут во весь рост, отбрасывая тень на грядущую цивилизацию.
На западе век машин наступил раньше, а вместе с ним пришли одиночество, чувство разорванной реальности.
Европеец давно искал утешения для себя, он искал такого сюжета, с которым он не будет одинок.
Вместе с Достоевским мировая культура нашла спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники.
Оказалось, что для Европы проблемы, увиденные Достоевским в России, являются еще более драматическими
Ведь литература Европы сама посвятила себя борьбе против общества лицемерия и безнравственности, но то, что смог выразить Достоевский, до этого еще никому, видимо, не удавалось.
Если говорить о влиянии Достоевского на мировую культуру, здесь открываются еще более величественные горизонты.
И когда мы говорим, что кроме нас в мире никто не тянется за христианскими (православными) ценностями, то оказывается, что в Европе они особенно востребованы.
А это значит, что Достоевский, обнаруживший глубинный психологизм человека вообще, одержал свою главную победу – стал мировым классиком.
Он, практически, подал импульс к тому, чтобы еще глубже понять человека, изучить не только схемы его поведения, но и причины, по которым эти схемы приводятся в действие.
Достоевский создал драматический жанр романа, подготовлявшийся в течение XIX века и получивший у великого русского художника завершенную форму.
Он стремился художественно доказать, что любой момент жизни поддается драматизации: если довести изображаемое явление до высокой степени интенсивности, из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал, или сил.
Умению "драматизировать" то, что для обычного взгляда кажется единым, училась у Достоевского литература XX столетия.
Достоевский признал огромную жизненную важность идей, нравственных идеалов и программ, оставаясь в этом отношении близким к русскому революционному просвещению, которое в других отношениях он страстно отвергает.
Именно тот факт, что Достоевский, изучая свойства русского мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его к мировому литературному пьедесталу!
Ф. М. Достоев ский является не просто продолжателем традиций русской ли тературы, но и дополняет её, так как открывает новый аспект этой темы.
Своим творчеством Достоев ский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и со страдание.
Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека.
Федор Михайлович создаёт обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу «маленького человека» и открывает в нём залежи огромного духовного богатства.
Фёдор Михайлович создал форму «полифонического романа», в котором сталкиваются разные голоса и мнения.
Создав и разрушив на страницах романа теорию “сильной” личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести – нравственному закону.
Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступ ника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование.
Схожі презентації
Категорії