Вплив низьких температур на життєдіяльність людини
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Работа на тему: «Влияние низких температур на жизнедеятельность человека» на городской тур Всеукраинского конкурса экспериментально-исследовательских работ по природоведению и биологии «Юный исследователь» в направлении «Охрана здоровья». Подготовила: Колб Дарья, ученица 3-б класса КСШ № 14, Воспитанница кружка «Юные фенологи». Руководитель: Даценко Т.Ю.
«У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать. Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать …» Рязанов Э. Это только в песне красиво поется: …каждая погода - благодать. А в реальности ох как непросто воспринимать все природные перепады позитивно. И дело не только в том, что капризы погоды доставляют нам какие-то некомфортности: в дождь – мокро и сыро, в мороз – холодно, а в зной – душно и жарко. О погоде люди судят не по книгам и учебникам, а по собственному опыту – по тому, как она влияет на их здоровье, самочувствие, работоспособность.
В своей исследовательской работе я и хочу показать, как самочувствие людей связано с погодой, точнее с её изменениями. Изменения метеорологических условий негативно отражаются на состоянии здоровья нашего организма, если он не способен мгновенно реагировать на эти изменения. Погода имеет большое значение в человеческой жизни, то, радуя нас ясными, солнечными днями, то, принося много неприятностей. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим от неё, но и более чувствителен физически к её изменениям.
Люди не владеют объективной информацией о состоянии климата и подвергаются опасности. Необходимо расширить знание о роли климата в нашей жизни, чтобы в трудных ситуациях уметь соотнести метеопрогноз и физическое состояние и не подвергать свой организм новым болезням. Поэтому я считаю выбранную тему актуальной. Гипотеза: Изменяющиеся климатические условия осложняют жизнь человека. Объект изучения: погодные условия в г. Кривой Рог осень-зима 2013/2014 у.г. Цель: Изучить влияние низких температур на жизнедеятельность человека.
Задачи: 1. Изучить по литературным источникам данную проблему. 2. Провести наблюдения за погодой в КСШ № 14. 3. Путем исследования проанализировать зависимость физического состояния человека от погодных условий. 4. Сопоставить народные приметы и полученные данные по наблюдению. 5. Предоставить полученные материалы графически. Методы исследования: • Анализ научно-публицистической литературы; • Получение данных по состоянию здоровья у преподавателей путем измерения параметров: давления; • Наблюдение за изменением погоды и заполнение дневника, и анализ его результатов; • Анкетирование и анализ ответов; • Обобщение и систематизация полученной информации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. Погода — совокупность непрерывно меняющихся значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в данный момент времени в той или иной точке пространства. Понятие Погода относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию Климат, которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени. Если нет уточнений, то под термином "Погода" понимают погоду на Земле. Температура воздуха - один из самых мощных биологически важных параметров погоды и климата. Это показатель степени нагретости воздуха, определяемый при помощи термометров и термографов. Оказывается, человек реагирует на температуру, тем больше, чем выше влажность воздуха. Для организма человека оптимальными считаются условия, при которых относительная влажность воздуха составляет около 60% , а температура +240 С. Влажность воздуха - это показатель содержания воды в атмосферном воздухе. Человек чувствует себя хорошо при относительной влажности от 40 до 75%. Отклонение от нормы отзывается в организме ощущением сухости или сырости.
Как известно, сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением. На уровне моря человеческое тело испытывает давление 1,033 кг/см 2, т.е. на человека среднего роста давит около 1т воздуха. Но он этого не ощущает, так как внутреннее давление организма противодействует давлению воздуха. Большинство людей не замечают колебаний давления. При резком повышении атмосферного давления возникает различие между давлением внутри тела и давлением окружающего воздуха. В этих случаях человек может ощущать головную боль, боль в области сердца и других органах, повышается артериальное давление, возникают сосудистые кризы и внутренние кровоизлияния. Резкие колебания атмосферного давления вызывают обострение радикулита и заболеваний седалищного нерва, появляется шум в ушах. Возможны приступы мигрени разной степени. С пониженным атмосферным давлением связано затруднение дыхания и нарушение функции сердечнососудистой системы. Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Как известно, главной причиной его возникновения является разница атмосферного давления на близлежащих территориях. Ветер воздействует на систему терморегуляции, а также оказывает и механическое воздействие Он способствует либо отдаче тепла, либо его задержке в организме. Отрицательное воздействие ветра усиливается при резких колебаниях температуры, влажности воздуха, атмосферного давления. При сильном холодном ветре и резких колебаниях атмосферного давления повышается артериальное давление, что способствует возникновению гипертонических кризов и нарушению мозгового кровообращения. Колебания артериального давления у больных отмечаются также при внезапном изменении направления ветра.
1.2 ПОГОДА И ЗДОРОВЬЕ. Метеозависимость – не новое явление, оказывается, изучал его ещё в Древней Греции знаменитый врач Гиппократ. Он регулярно проводил метеорологические наблюдения и впервые отметил связь между погодой и обострением различных недугов. Многие известные люди – Моцарт, Леонардо да Винчи, Наполеон, Колумб, Байрон – страдали метеозависимостью. А вот классик немецкой литературы Гёте, заметив, что при высоких показаниях барометра ему работалось легче, чем при низких показаниях, свои наблюдения изложил в труде "Опыт изучения погоды". Все виды реакций организма на действие метеорологических факторов проявляются в изменении показателей, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.
Что отличает больного человека от здорового человека? Метеозависимый (больной) человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения, слабость, вялость, боль и другие состояния организма, зависящие от погодных условий. • У людей со сниженным иммунитетом возникают простудные заболевания. • У хронических больных - заболевания обостряются: увеличивается количество инсультов, инфарктов, приступов стенокардии, обостряется ишемическая болезнь сердца. • У гипертоников появляются боли в области сердца, отдышка, тошнота, повышение давления, вплоть до гипертонического криза. • У больных с бронхолёгочными заболеваниями усиливаются кашель, одышка, синюшность кожи. У абсолютно здоровых людей организм, как правило, хорошо приспособлен к колебаниям основных метеорологических факторов, и поэтому они не должны оказывать заметного влияния на самочувствие и настроение.
Какие изменения в погоде большей степени влияют на организм? 1. Скачки атмосферного давления. К этому фактору чувствительны сосуды, что приводит к их тонусу, спазмам, а в результате – резкое повышение/снижение артериального давления, головные боли, спазмы в любом органе. 2. Повышение влажности воздуха. К этому фактору чувствительны слизистые оболочки, что провоцирует воспалительные процессы в них, и, как результат – простудные, вирусные, инфекционные заболевания. 3. Понижение содержания кислорода в воздухе. К этому фактору чувствительны в первую очередь сосуды и дыхательные пути, в частности, обостряется такое заболевание как астма. 4. Магнитные бури. Этот фактор наиболее сильный по воздействию на организм в целом и, увы, наименее изученный. Можно сказать, что магнитные бури плохо отражаются на работе всех органов и систем организма.
Основными факторами, которые определяют метеозависимость, становятся: - хронические заболевания; - пониженный иммунитет; - низкая устойчивость к стрессам; - неполноценное питание; - жизнь в городе Кривом Роге.
1.3 ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА МЕТЕОЗАВИСИМОСТИ. Лечение и профилактика метеозависимости должны основываться, прежде всего, на лечении основного заболевания и профилактике осложнений накануне изменений в погоде. Для этого метеозависимым следует внимательно следить за сводками погоды. Кроме того, нужно укреплять иммунитет, чтобы организм был менее подвержен воздействию внешних факторов.
ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩИЕ СОВЕТЫ. Метеочувствительный Не метеочувствительный, здоровый Следует ограничить двигательную активность, постараться избегать дополнительных физических (психоэмоциональных) нагрузок. Рекомендуется воспользоваться назначенным врачом лекарствами, которые больной принимает при ухудшении состояния, появлении симптомов обострения. Повышения артериального давления – надо сделать самомассаж шейно– плечевого пояса, горчичные ножные ванны, поставить горчичники на затылок. Можно принять препараты, успокаивающие нервную систему, настойку валерианы, пустырника, а также средства, понижающие артериальное давление. Резкиеперепады атмосферного давления. В такие моменты в атмосфере уменьшается содержание кислорода, а у ослабленных и больных появляются признаки кислородного голодания — слабость, одышка, ощущение духоты, нехватки воздуха. Полезна лечебная гимнастика, особенно дыхательные упражнения. Заниматься надо 2 – 3 раза в день. Лучшей адаптацией к меняющимся погодным условиям станут: • вечерний расслабляющий аутотренинг • контрастный душ • хвойные ванны • массаж • прогулки на воздухе • терапия солнечным светом • отказ от вредных привычек (алкоголь, курение) • воспитание в себе положительного настроя: не конфликтности, великодушия, умения прощать и отпускать негативную ситуацию
2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Мной проведено исследование среди преподавателей и учащихся КСШ №14 в возрасте от 9 до 50 лет. Цель исследования – проанализировать зависимость педагогов и учащихся от погодных условий. Для определения степени зависимости работоспособности от погодных условий в течение месяца я каждый день вела дневник наблюдения, в котором были учтены следующие параметры: • Прогноз погоды; • Общее самочувствие; • Атмосферное давление; • Метеочувствительность; • Наблюдение за приметами; • Анкетирование.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ И САМОЧУВСТВИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. Дата Темпера тура Атмосферное давление Облачность, явления природы Самочувствие преподавателей в % соотношении 1 декабря +6 753 ясно 100% хорошее самочувствие 2 декабря +6 753 облачно 100% хорошее самочувствие 3 декабря -1 744 ясно 50% почувствовали недомогание при понижении температуры и повышении атм. давления 4 декабря +2 747 ясно 100% хорошее самочувствие 5 декабря +1 749 снег 50% было плохое самочувствие при понижении температуры, болела голова, а также сонное состояние. 6 декабря +4 744 пасмурно 25% не очень хорошее самочувствие 7 декабря +3 753 ясно 100% хорошее самочувствие 8 декабря 0 753 ясно 100% хорошее самочувствие 9 декабря -2 759 пасмурно 40% почувствовали плохое самочувствие болела голова и было головокружение 10 декабря -5 759 снег 50% почувствовали недомогание при понижении температуры и повышении атм. давления 11 декабря -7 760 ясно 60% почувствовали недомогание при понижении температуры 12 декабря -3 757 пасмурно 50% почувствовали недомогание при понижении температуры и повышении атм. давления 13 декабря -3 756 ясно 50% почувствовали недомогание при понижении температуры и повышении атм. давления 14 декабря +1 756 облачно 25% не очень хорошее самочувствие
АНКЕТА. 1. Как влияет на Вас отсутствие длинного солнечного дня (положительно или отрицательно, или свой вариант ответа)? 2. В ясный морозный день, не более (- 20) я: а )сижу в Интернете; б) лежу возле телевизора; в )пойду гулять; г )свой вариант ответа; 3. В пасмурный, но в теплый день, (-10,-15) я: а) сижу в Интернете; б) лежу возле телевизора; в )пойду гулять; г) Свой вариант ответа; 4. Я легче перенесу: а )морозный день; б) дождливый день; в) пасмурный день; г) ясный, жаркий день; 5.Чувствуете ли Вы заранее, что погода может измениться завтра? 6. Сколько Вам лет? 7. Есть ли у вас хронические заболевания? (если есть, то какое).
2.1 ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенный мною опрос среди учащихся нашего лицея с целью выявить, как на подростков влияет погодное условие. Всего приняло участие 33 человека. Учащимся было задано семь вопросов: 1. Сколько человек приняли участие?
2. Как на Вас влияет отсутствие длительного солнечного дня? По большому счету нынешняя молодежь не задумывается над этим. Поскольку ведет ночной образ жизни и им все равно есть солнце или нет, но в ответах своих указывали, что без солнышка им становиться грустно.
3. В ясный морозный день (-200) я: Учащимся предлагалось выбрать из нескольких вариантов ответа всего один, наиболее им подходящих. Подсчитав ответы, получилось, что наши воспитанники в морозный ясный день будут сидеть дома у телевизора, компьютера.
4. В пасмурный, но теплый день (-100, -150) я: а вот в пасмурный, но теплый день с удовольствием выберутся из дома погулять, правда, среди ответов встречались, что кто-то поедет кататься на машине по городу с родителями.
5. Я легче перенесу: При выборе ответов на вопрос что я легче перенесу, оказалось, что наши учащиеся легко переносят жару. Скорее всего, это оттого что у нас действительно жарких дней в году мало, и они готовы терпеть все неудобства, связанные с этими днями. Следует отметить, двух людей, которые ответили, что переносят любую погоду легко. А вот зиму любят всего 13 % опрошенных.
6. Чувствуете ли вы заранее, что погода изменится завтра? Действительно обрадовали нас ответы на 6 вопрос, когда мы узнавали, чувствуют ли молодые люди перемены погоды заранее, 78% ответили, что их ничего не мучает, и они не задумываются над этим. Среди тех, кто чувствует погодные перемены, мы просили ответить, как они это ощущают. В ответах значились головные боли, общее недомогание, скачки давления, самым забавным был ответ – чешется ухо.
7. Возраст опрашиваемых и их количество. 9 лет – 15; 11 лет – 10; 35-40 лет – 3; 45-50 лет – 5. Наблюдая за эмоционально-физическим состоянием учителей в течении 14 рабочих дней мною заполнялся дневник, в который я заносила следующие данные : - параметры артериального давления; - физическое и эмоциональное состояние; - прогноз погоды.
На графике видно, что с резким понижением температуры и атмосферного давления, самочувствие преподавателей тоже изменяется, работоспособность высокой остается при нормальном атмосферном давлении и при небольшой отрицательной температуре. С 10.12.2013г. – 15.12.2013г. При резком снижении температуры большая часть педагогического коллектива чувствовала общее недомогание, головные боли, вплоть до головокружения и спад работоспособности. Анализируя полученные данные, я пришла к следующим выводам: 1. Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. 2. Зависимость от метеоусловий имеют люди, принадлежащие к старшей возрастной группы. Молодежь наименее чувствительны к изменению климата. 3. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано с возрастом, а также с индивидуальной восприимчивостью организма.
2.2 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИМЕТАМИ. Приметы являются старейшим памятником русского языка по своей самобытности, отражая живой и красотой мир нашего фольклор Мы выбрали основные приметы о ноябре. И провели наблюдение по приметам. Наша задача – насколько та или иная примета подтверждается погодными условиями 1. Примета: «В ноябре зима с осенью борется». В 2013 году это произошло в октябре. Одним осенним днем 03.10.2013 в 12.00 было +50, а через несколько часов в 17.00 стало холодно -10. Также мы увидели, что утром в 10.00 может идти дождь, а вечером снег и в этом выражается «борьба» зимы с осенью. Температура колеблется от +50 до -10. Действительно это происходит. 2. Примета: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается» действует. Пасмурную смену погоду я наблюдала 12 ноября утром в 11.00 – было солнце, а в 13.00 – тучи закрыли солнце, и уже в 14.00 –резкое потемнение. Мне показалось, что наступила ночь. 3. Примета: И еще мы рассмотрели примету «Комары в ноябре - быть мягкой зиме». Комаров в ноябре было много, а зима в 2014 году очень теплая. 4. Примета: А моя бабушка говорит: «Много рябины уродилось – к дождливой осени», в прошлом году было много рябины, и осенью часто шли дожди. Значит, бабушкина примета оказалась правдивой. 5. Примета: Все мы любим, смотреть на звездное небо…. А можем ли мы предсказать погоду по звездам? Да можем по следующей примете: «Звезды яркие – нужно готовиться к морозу». 18 декабря я смотрела, на звездное небо были яркие звезды, а на следующий день было морозно. Примета сбывается. 6. Примета: Пушистый иней на деревьях и кустах – ожидайте солнечный день. И это примета правдивая, в начале декабря на деревьях и кустах было очень много пушистого инея и на улице было тепло и солнечно. Так мы исследовали основные народные приметы, и составили точный прогноз погоды по приметам, который в дальнейшем нам пригодится в повседневной жизни!
Помогайте своему организму жить в гармонии с природой, и тогда только вы сможете почувствовать точно, как в песне поется, что «У природы нет плохой погоды». Гипотеза подтверждается, т.к. все чаще случаются техногенные и природные катаклизмы, влияющие на изменение климата, глобальное потепление и др. и в следствии с этим изменяющиеся климатические условия усложняют жизнь человека. Но предупрежденный человек вооружен. Зная, состояние своего здоровья и отслеживая прогнозы погоды, каждый человек может провести профилактику и подготовить свой организм к переменам погоды.
ВЫВОДЫ. В заключении я бы хотела сказать, что нельзя списывать все недуги на плохую погоду, поскольку невнимание к недомоганиям у людей с хроническими заболеваниями, как у пожилых, так и молодых может привести к осложнениям заболевания. Организм нужно тренировать и готовить к возможным изменениям погоды. 1. Тренировать организм можно закаливанием, контрастным душем, но пожилые люди должны проконсультироваться с лечащим врачом, прежде чем начать такие процедуры. 2. Обеспечить полноценное питание, которое должно включать: свеклу, изюм, курагу, чернослив, апельсины, свежую зелень, орехи, мед лук, чеснок и прополис, особенно молодым. 3. Больше бывать на свежем воздухе, гулять и выполнять физические упражнения. 4. При головных болях, вызванных изменением погоды, можно заварить чай из ромашки или мяты и пить маленькими глотками, добавляя мед и лимон. 5. Людям с повышенным давлением при резком похолодании нужно выходить на улицу не сразу, а ждать, пока организм привыкнет к холоду. 6. Отказаться и от приема кофе, который следует заменить травяными чаями или некрепким зеленым чаем. 7. Отказаться от сигарет и алкоголя. 8. Начинать день рекомендуется с зарядки, которая стабилизирует кровообращение, но при повышенном давлении и хронических заболеваниях в дни резкой смены погоды лучше воздержаться от физических и умственных нагрузок 9. Следить за информацией синоптиков. 10. Регулярно проводить диспансеризацию.
Схожі презентації
Категорії