Русский фольклор
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.
Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом ( XIII-XIVв), как отклик на события общественной и военной истории; в исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии; исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века - времени борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний; в песнях отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
Идейно-художественное содержание песни На заре то было, братцы, на утренней, На восходе красного солнышка, На закате светлого месяца. Не сокол летал по поднебесью, Ясаул гулял по насадику. Он гулял, гулял, погуливал, Добрых молодцов побуживал: «Вы вставайте, добры молодцы, Пробужайтесь, казаки донски! Нездорово на Дону у нас, Помутился славный тихой Дон Со вершины до черна моря, До черна моря Азовского, Помешался весь казачий круг, Атамана больше нет у нас, Нет Степана Тимофеевича, По прозванию Стеньки Разина. Поймали добра молодца, Завязали руки белые, Повезли во каменну Москву И на славной Красной площади Отрубили буйну голову». Вопросы и задания: Определите тему и основную мысль песни. Какую печальную новость принес есаул? С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана? Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.
В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва. Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.
Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются в звуковом отношении не заполненными, то есть «белыми».
Не шуми, мати, зеленая дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати! Что за утро мне, доброму молодцу, в допрос идти, Перед грозного судью – самого царя. Ещё станет государь-царь меня спрашивать: «И скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын, Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал, Ещё много ли с тобой было товарищей?» «Я скажу тебе, надежа православный царь, Сее правду скажу тебе, всю истинну, Что товарищей у меня было четверо: Ещё первой мой товарищ – тёмная ночь; А второй мой товарищ – булатный нож; А как третий-то мой товарищ – то мой добрый конь; А четвёртый мой товарищ – то тугой лук; Что рассыльщики мои – то калёны стрелы». Что восговорит надежа православный царь: «Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын, Что умел ты воровать, умел ответ держать! Я за то тебе, детинушка, пожалую Среди поля хоромами высокими, Что двумя ли столбами с перекладиной!»
Подведение итогов: Почему песни получили название «исторические»? Что вы узнали из песен о реально существовавших народных героях? Какие художественные средства помогают создать особое состояние песни? Как создатели песен относятся к тем, о ком поют? Чем вам понравились исторические песни?
Лирическая народная песня – переплетение скорби и радости, любви и тревоги, душевной щедрости и красоты народы. П. Киреевский
Лирические песни – это жанр фольклора, который сформировался в XVI веке в Московской Руси. Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение. На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа
Причитания создавались женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких (вопленицы, плачеи, плакальщицы). Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». ПРИЧИТАНИЯ не обрядовые: рекрутские Обрядовые: похоронные; свадебные
Федосова Ирина Андреевна (1831—10[22].07.1899), народная сказительница. Родилась в. Олонецкой губернии. Уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». «При Ирине Федосовой, — сообщал Е. В. Барсов, — всегда состоял хор подголосниц. Девушки-подростки лет 10-ти уже научались прислушиваться к ее плачу, а затем лет в 15—16 поступали в хор и становились подголосницами. Быть в ее хоре считалось в округе делом почетным и неустыдным. Оплачивался не только труд вопленицы, но вознаграждался и труд подголосниц, теми или иными подарками. Хор Ирины Федосовой в совершенстве усвоил ее поэтический язык и построение стихов. Стоило ей произнести три слога, и хор уже знал все дальнейшие слова и пел вместе с нею».
Ах вы, ветры, ветры буйные, Ветры буйные, залетные, Принесите вы мне весточку От родной моей сторонушки! Там так ярко солнце красное, Там свежи луга зеленые, Там родная Волга-матушка, Там звучна так песнь разгульная!.. Скучно, душно, ветры буйные, Жить в темнице разукрашенной, Видеть небо всё туманное, Слышать песни всё зловещие. Всюду светит солнце красное, Есть повсюду люди добрые, Но нигде нет другой родины, Нет нигде ее радушия. Разнесите, ветры буйные, Грусть-тоску мою, кручинушку, Успокойте сердце бедное, - Всё изныло в злой неволюшке. Так и рвется горемышное! Скучно, горько на чужбине жить! Посмотрел бы хоть на родину, Хоть взглянул бы на родимый кров. Вопросы и задания: Каким настроением проникнута песня? С помощью каких поэтических символов передается это настроение? Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини? Какова тема и основная мысль произведение? Найдите в песне параллелизм. Определите его роль. Идейно-художественное содержание песни
Прослушайте русскую народную песню «Не кукуй, кукушечка». Найдите в ней образы-символы и подумайте, какова их роль.
Итог урока Какие жанры народных песен вам известны? Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях? Какова тематика лирических песен? Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях? В чем отличие лирических песен от исторических?
Прослушайте русскую народную песню «Не кукуй, кукушечка».Найдите в ней образы-символы и подумайте, какова их роль.
Итог урокаКакие жанры народных песен вам известны?Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?Какова тематика лирических песен?Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?В чем отличие лирических песен от исторических?
Схожі презентації
Категорії