Асоціації
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Ассоциация - (лат. аssосиаtiо - сочетание, соединение, от аssосио-соединяю) - психологическая связь между отдельными нервно-психологическими актами - представлениями, мыслями чувствами, в результате которого одно представление, чувство т.д. вызывает другое. Суггестивность – термин английской эстетики, применивший к поэтическим произведениям выражение англ. suggestive, буквально обозначающее— намёк, внушение, подсказывание .
Аристотель (384 до.н.э.-322 до н.э.) Ассоциации делятся на локальные, системные, внутрисистемные, межсистемные,смысловые, цветовые, эмоциональные, предметные, по контрасту, по сходству.
Ассоциативно - рефлекторная теория авторы И. Сеченов, И. Павлов, Ю. Самарин Аспекты: Мозг человека способен к ассоциациям - к образованию связей между событиями и фактами. Приобретение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей (процесс образования ассоциаций) имеет логическую последовательность и осуществляется последующими этапами: - восприятие учебного материала; - осмысление материала, доведение до понимания внутренних связей и противоречий; - запоминание и сохранение в памяти; - применение усвоенного материала на практике.
Процесс обучения (С. Немов) Формирование ассоциаций (связь между отдельными знаниями. Подражание (формирование умений и навыков). Распознание и обобщение. Инсайт (догадка, развитие интеллекта). Творчество.
Суггестивно- ассоциативная технология Научное обоснование технологии разработано на основе научных работ А. И. Белецкого, Л. С. Выготского, Г. С. Костюка, П. М. Якобсона, О.В. Орловой.
5- 6 класс Знакомство учащихся с понятиями: ассоциация, символ. Формы работы на уроке: ассоциативные разминки, ассоциативные диктанты, ассоциативные словесные картинки, ассоциативные цепочки (при работе с текстом, знакомясь с данными языковой темы, изучая теоретические понятия). Творческие проекты. Способность учеников к визуализации Суггестивно- ассоциативная технология на уроках языка
«Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами... Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды. Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов...». Н. В. Крушевский
Ассоциативные рисунки при изучении частей речи или теоретических понятий Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение
7-9 класс Формы работы на уроке: прием "личные ассоциации"; ассоциативные разминки; ассоциативные диктанты; ассоциативные словесные рисунки; ассоциативные цепочки; рисованный стих, строфа; произведение - ассоциация. Особое внимание уделяется работе с символами.
Подберите текст к картине Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя. К. Паустовский
Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти. В определенном смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка. Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира.
Рисованные тексты Нарисуй мне весну в одуванчиковом сарафане, С синим взором небес ярким солнечным, радостным днём, Или в дивном рассветном, молочном, прелестном тумане. Пусть расплещется нежность в рисунке волшебном твоём. Нарисуй мне весну – тонконогую девочку-чудо, Чтобы локоны светлых волос тёплый ветер трепал. И тогда все печали зимы я, наверно, забуду – Заунывность метелей, сосулек острейший оскал… Разукрась мне весну посочней, ты умеешь, я знаю. Пусть на ветках берёз первых листьев горит изумруд, Пусть поют соловьи, от любви без конца изнывая, Пусть над травами-росами радуги-дуги встают. Нарисуй мне весну – запах первого ливня и мяты, И дрожащие капельки будто бы тысячи страз. Пусть закружат, пускай опьянят-охмелят ароматы… Нарисуй мне весну с восхищённым сиянием глаз…
Методические рекомендации по написанию ассоциативного сочинения Ассоциативное сочинение Образ От части – к целому Суждение Подготовительная работа Предусмотрено право выбора Ассоциативная фантазия Символ, метафора, афоризмы, аллегория Окончательное мнение Метаморфоза, призыв, «эстетический идеал».
Композиция уроков ассоциативного анализа: 1.Подготовка к восприятию – стимулирование ученических ассоциаций о явлении, предмете, действии, речь о котором идет в тексте. 2. Анализ ассоциативных образов, картин, созданных автором текста. 3.Поиск связей между текстом, который изучается и другими образцами искусства. 4.Творческая работа, которая иллюстрирует превращение ассоциативных образов текста в личностные.
Что такое родина? 1.Подготовка к восприятию – стимулирование ученических ассоциаций о явлении, предмете, действии, речь о котором идет в тексте. 2. Анализ ассоциативных образов, картин, созданных автором текста. 3.Поиск связей между текстом, который изучается и другими образцами искусства. 4.Творческая работа, которая иллюстрирует превращение ассоциативных образов текста в личностные.
Языковая суггестия и политическая борьба Феномен суггестии традиционно относили к областям магии, религии, медицины и психологии, поэтому именно представителям данных направлений принадлежит львиная доля работ, посвященных указанной проблеме. С развитием массовых процессов главный вектор исследований переместился на проблему суггестии в политике (массового внушения).
Внимание: суггесивные тексты Уровни суггестивно-лингвистического анализа: фонологический; просодический; лексико-стилистический; лексико-грамматический; морфо-синтаксический. Параметры суггестивных текстов: 1) отклонение частотности употребления отдельных звуков от нормальной частотности; 2) фонетическое значение текстов; 3) звуко-цветовые соответствия; 4) звуковые повторы, превышающие нормальную частотность; 5) соотношение количества высоких и низких звуков (в %%); 6) длина слова в слогах; 7) соответствие «золотого сечения» кульминации текста; лексико-стилистические показатели; 9) грамматический состав текстов.
Компьютерная программа «Выявление суггестивного влияния языка» Создана для специалистов в области коммуникации (рекламе, психотерапии, юриспруденции, журналистике). Позволяет анализировать любые слова и тексты, выявляя скрытые намерения человека, а также синтезировать математически точные тексты влияния. Активизирует деятельность правого полушария, развивает творческие способности. Аналогов в мировой науке не имеет, потому что является запрограммированном в удобной для пользователя форме новом направлении - суггестивной лингвистикой, которая активно развивалась именно в России благодаря исследованиям профессора, доктора филологических наук Ирины Юрьевны Черепановой. Программа анализирует реакцию 9 из 10-ти носителей языка на любой текст по следующим параметрам: Активизируемый текстом ритм мозга и вызываемые им эмоции. Наличие в тексте суггестии (гипноза) и уровень его позитивной или негативной энергетики. Цветовая окраска текста (слова). Наличие негативной лексики, отражающей наличие проблем личностного характера. Попадание в «мифологическое ядро» языка. Выявление негативно окрашенных слов. Расчет «золотого сечения», в котором содержится информация, важная для подсознания и не определяемая сознанием. Этого довольно для того, чтобы создавать совершенные, сильные тексты, которые, например, в рекламе, одновременно служат для оздоровления населения и увеличивают уровень продаж или внедрения в несколько раз. Кроме того, в нее встроены ассоциативный словарь и дополнительная программа, позволяющая рассчитывать позитивные и негативные направления, а также характеристики отдельной личности по дате рождения. С другой стороны, программа идеальна для анализа предлагаемой рекламной продукции (имеется специальная зарегистрированная версия «Экспертиза рекламного текста») или любой поступающей корреспонденции (для выявления скрытого намерения авторов и выработки правильной стратегии).
Преимущества использования суггестивно-ассоциативной технологии - глубокий интерес к раскрытию на уроке внутреннего мира каждого ребенка; - формирование системных знаний о Вселенной и месте человека в нем; - реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся; - усиление мотивации познавательной деятельности; - сочетание интеллектуальных и эмоциональных начал; - максимальное раскрытие значения слова, потому что слово не только указывает на предмет, а вызывает целую сеть дополнительных образов, так называемых "ассоциативных значений", поэтому они способствуют пониманию текста, а также помогают ученикам расширить представление об учении и раскрытие его значения; - ассоциативные задачи касаются как лексических, так и фонетических средств языка, они могут быть направленными и ненаправленными, иметь как парадигматический, так и синтагматический характер. Во время такой работы дети не только обогащают свой лексикон, но и раскрывают индивидуальные особенности восприятия мира; - воспитание интереса к чтению художественной литературы, формирование навыков работы с текстом, создания собственных текстов; - развитие творческого воображения; - превращение ученика из объекта обучения в субъект; - воспитание гуманиста, формирование эстетической позиции молодого человека.
Схожі презентації
Категорії