"Ярослав Мудрый"
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
История Украины Презентация на тему: Ярослав Мудрый Подготовила ученица 7А класса гимназии имени Н.Трублаини г. Ровенек Григор Татьяна
План работы 1.Ярослав Мудрый. 2.Военная политика князя Ярослава. 3. Просветительская, религиозная и политическая деятельность. 4.Семья. 5.Борьба с братьями 6.Характер. 7.Ярослав просветитель. 8.Руская правда. Устав Ярослава. 9.Кончина Ярослава. 10.Новая империя. 11.Источники информации.
Ярослав Мудрый Князь Ярослав Владимирович, известный по истории как Ярослав Мудрый, родился в 978 году. Он был одним из сыновей Киевского князя Владимира. В нем одновременно проявлялись черты талантливого полководца и стратега, храброго воина, хитрого и коварного политика. Начал свое правление Ярослав в Ростовском княжестве, а спустя некоторое время был посажен в Новгороде. Момент восхождения на Новгородский престол можно считать началом периода междоусобных войн, который продлится несколько десятилетий.
Полное представление о военной политике князя Ярослава можно получить, изучив хронологию его военных походов против внешних врагов. Начиная с 1020 года, князь Ярослав, ведет успешные войны против Польши и Литвы. В 1030 году войска под командованием князя, совершают успешный поход на Чудь и утверждают власть Киева над племенами, населяющими берега Чудского озера. В 1032 году, по приказу князя Ярослава, русские дружины совершили поход к Уральскому хребту. В 1036 году, под стенами Киева, были разбиты войска печенегов. 1042 год был ознаменован удачным походом русских войск на Ям. 1047 год – поход на Византию. Военный талант князя Ярослава позволил значительно расширить территории княжества и положить конец непрерывным набегом внешних врагов. Период княжества Ярослава считается эпохой наивысшего процветания Киевской Руси. Военная политика Ярослава Мудрого
Просветительская, религиозная и политическая деятельность. Период княжества Ярослава считается эпохой наивысшего процветания Киевской Руси. Князь активно распространял идеи христианства, развивал просвещение, строил храмы. При Ярославе были воздвигнуты храм святой Софии, монастыри святого Георгия и святой Ирины, каменная городская стена и Золотые Ворота, церковь Благовещения. В соборе святой Софии располагалась публичная библиотека, где хранились рукописные переводы религиозных книг. Князь активно вел просветительскую деятельность. По его указу, духовенство было обязано преподавать детям грамоту. В Новгороде, по велению Ярослава, была открыта школа на 300 учащихся. Ярослав понимал, что успешная государственная политика не может строиться без поддержки церкви. Князь продвигал на должности настоятелей храмов славян, отказываясь от услуг византийских священников. За свою просветительскую, религиозную и политическую деятельность Киевский князь вошел в историю как Ярослав Мудрый.
Семья Родители : Владимир I Красное Солнышко , Рогнеда; Жена : Ингигерда дочь шведского короля Олафа Шетконунга; Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава — Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью) => Дети : Илья (?-1020+), кн. Новгородский (1015-1020); Владимир(1020-1052+), кн. Новгородский (1043-1052), ? => Ростислав (1065х), кн. Тмутараканский; Изяслав (1024-1078+); Святослав (1027-1076+), кн. Черниговский; Всеволод (1030-1093+); Вячеслав (1036-1057+), кн. Смоленский; Игорь (1036-1060+), кн. Владимиро-Волынский; Анна- королева Французская, жена Генриха I Капета, ( см. А.Ладинский Анна Ярославна - королева Франции); Анастасия - королева Венгерская (жена Андрея I); Елизавета - королева Норвежская (жена Гаральда Смелого, с 1045г.), замужем была недолго и умерла, оставив дочерей Ингигерду и Марию;
По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси. Борьба с братьями
Характер По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы, надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели.
Ярослав-просветитель После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава Мудрого показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи. В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм святой Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу Мудрому приписывается также составление первого русского законодательного акта «Русской Правды».
Русская правда. Устав Ярослава. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный "Русской правдой". "Устав Ярослава", или древнейшая "Русская правда", была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее "Русская правда" расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно "Правда Ярослава" XI века положила начало этому процессу и явилась первым русским письменным законом. В своей церковной политике Ярослав ориентировался на Константинопольскую патриархию. Именно при Ярославе Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий, подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом князь стремился отстоять самостоятельность русской церкви. Так, после целого ряда неудачных назначений в русскую епархию (обычно из Византии присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям) по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Иларион. Большим успехом князя стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских словен. С этой ратью князь пришел к Киеву. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру
Кончина Ярослава Мудрого Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего...». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим» .
Новая империя Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла приспущенный стяг православия, превратившись в новую империю. Именно созидательными делами Ярослав заслужил свое место в истории. Он не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счет присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс (Уральские горы) стал восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно Ярослав завершил собирание той самой "Всея Руси", за возвращение которой столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили уже русские императоры. Ирония судьбы проявилась в том, что князь Ярослав Мудрый стал последним царем того народа, разделившиеся потомки которого помещают портрет исторического правителя на своих отнюдь не полновесных деньгах.
Источники информации http://yarik.com.ua/yr1.php; «ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ»; http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm ; Григорьев, Александр, "Исторические мифы. Ярослав Мудрый: книжник на посту правителя", Вильна, Октябрь 2000; http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/yaroslav.htm ; http://www.hrono.info/biograf/yaroslav.html ; http://days.pravoslavie.ru/ABC/mq.htm;
Схожі презентації
Категорії