X Код для використання на сайті:
Ширина px

Скопіюйте цей код і вставте його на свій сайт

X Для завантаження презентації, скористайтесь соціальною кнопкою для рекомендації сервісу SvitPPT Завантажити собі цю презентацію

Презентація на тему:
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями

Завантажити презентацію

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями

Завантажити презентацію

Презентація по слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ № 109

Слайд 2

Лингвистическое конструирование Составьте предложение по его частям: а) Когда титан Прометей открыл великую тайну; б) который будет могущественнее отца и свергнет его с престола; в) он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею; г) что он брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын; д) так как от этого брака родится герой.

Слайд 3

Проверяем! Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится герой.

Слайд 4

Начертите схему предложения и определите его вид ( ), ( ), ( )и( ), [ ], ( ). Сложноподчиненное предложение с параллельным, последовательным и однородным подчинением.

Слайд 5

Внимание! Обратите внимание на отсутствие запятой при однородных придаточных, связанных союзом и; обратите также внимание на то, что во втором из двух однородных придаточных, чтобы избежать повторения, опущено союзное слово который перед вторым из двух однородных придаточных. …(который будет могущественнее отца) и (свергнет его с престола)… Сравните: между двумя однородными членами предложения, связанными союзом и, запятая отсутствует.

Слайд 6

Исследовательская работа в группах 1. Спишите предложения. 2. Начертите схемы данных предложений. 3. Обоснуйте постановку знаков препинания. 4. Проанализируйте предложения, используя план разбора.

Слайд 7

Задание для 1-й группы 1) Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев. 3) Если стало темнее вокруг, Если гаснет звезда за звездою, Если скрылась луна в облаках И клубятся туманы в лугах, - Это стало темней пред зарею. Вывод: Запятые между однородными придаточными предложениями ставятся так же, как и между однородными членами предложения.

Слайд 8

Задание для 2-й группы Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они заснеженные, и когда они спокойно спят под холодным светом луны. Видел Егорушка и как мало-помалу темнело небо, и как опускалась на землю мгла, и как засветились одна за другой звезды. Вывод: Запятая не ставится между главным и первым придаточным предложением, если однородные придаточные присоединены повторяющимся союзом и.

Слайд 9

Задание для 3-й группы Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Вывод: Если между однородными придаточными предложениями стоит одиночный союз и, то запятая перед ним не ставится.

Слайд 10

Задание для 4-й группы Важно не то что сказал, а как он сказал. Он сообщил не где остановится, а когда приедет. Вывод: Запятая не ставится между главным и придаточным предложением, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не.

Слайд 11

Задание для 5-й группы Было очевидно, что если такая погода удержится в ближайшие дни, то железная дорога станет на это время единственным видом транспорта. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. Вывод: Если в предложении рядом стоят подчинительный союз (союзное слово) и первая часть двойного союза (если…то, хотя…но, когда…то), то запятая не ставится.

Слайд 12

Задание для 6-й группы Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным. Не погублю святое счастье такой души и не скажу, что недостоин я участья; что сам ничем не дорожу; что все , чем сердце дорожило, теперь для сердца стало яд; что для него страданье мило, как спутник, собственность иль брат. Вывод: Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой.

Слайд 13

Задание для 7-й группы Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем. Когда подымет океан вокруг меня ревучи, когда грозою грянут тучи, - храни меня, мой талисман. Вывод: Перед главным предложением, которому предшествует ряд придаточных, если подчеркивается распадение единого целого на две части, ставится запятая и тире.

Слайд 14

Задание для 8-й группы Каждый понимал, что, если мы не решим задачи, это будет позором для нашей команды. Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. Вывод: При последовательном подчинении могут оказаться союзы что и если, что и когда и др., при этом между ними будет ставиться запятая.

Слайд 15

Блиц-опрос Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не, то между главным и придаточным предложениями: а) ставится запятая; б) запятая не ставится; в) ставится тире.

Слайд 16

2. Если перед подчинительными союзами стоят повторяющиеся союзы и, или и др., то между главным и придаточным предложениями: а) ставится запятая; б) запятая не ставится; в) ставится тире.

Слайд 17

3. Выберите предложение, в котором при стечении подчинительных союзов запятая не ставится (знаки препинания не расставлены): а) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появился Рощин Катя сразу не поворачивала к нему голову. б) Он знал что если слезет с лошади то принять участие в маневрах не сможет

Слайд 18

4. Найдите предложения с однородными придаточными, соединенными при помощи союза и, перед которым запятая ставится (знаки препинания не расставлены): а) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли и шли к обещанному проводником зимовью. б) Все знали что приехала барыня и что капитан пустил ее и что она теперь в детской.

Слайд 19

5. Нужна ли запятая при стечении подчинительных союзов и сколько запятых следует поставить в данном предложении: Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. а) запятая нужна; три запятых б) запятая не нужна; две запятых.

Слайд 20

6. Нужна ли запятая перед союзом и? Сколько запятых нужно поставить в предложении: Он же глядел как странно и светло был озарен весь двор с красным полымем как блистал алым зеркалом пруд и розовым трепетными клубами стояли над двором в высоком небе облака освещаемые исподу. а) запятая нужна; всего в предложении четыре запятых б) запятая не нужна; всего в предложении три запятых в) запятая нужна; всего в предложении три запятых

Слайд 21

Пунктуационная задача Запишите предложение; расставьте недостающие знаки препинания; начертите схемы предложений; укажите вид подчинения. Я понял что безнадежно опоздал и что теперь мне трудно узнать адрес где остановились мои новые знакомые.

Слайд 22

Составьте предложения к данным схемам 1) (Как только…), […гл.], (что…). 2) [гл. ], (что…) и (что…), (где…).

Слайд 23

Переведите текст на русский язык. Сравните строение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными в обоих языках. Для балачок з дідом вибирай інший час, коли він не буде поглинутий оцим своїм ловецьким заняттям, що нічого, правда, йому й не віщує, бо карасі тут грамотні, знають, як їм повестись. Щоб розворушити Ягора на розмову, на дискусію, треба особливої атмосфери, коли старий розповість, що означало бути металургом в його часи, яку треба було міць мати в хребті, щоб з-поміж тих, які сотнями валяються на біржі праці, саме тебе відібрали на завод.

Слайд 24

Литература Шаблон презентации «Нежный» . Автор: Федотова В. А.  И.С Филатова. Русский язык. Планы-конспекты уроков. 9 класс. Н.А.Пашковская. Русский язык. 9 класс. Т.Н.Тюрина и А.О.Гетманец. Русский язык. Планы-конспекты. 9 класс. Е.В.Барабашова и Е.М.Васильева. Русский язык. Орфографическая тетрадь. Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 9 класс.

Завантажити презентацію

Презентації по предмету Російська мова