X Код для використання на сайті:
Ширина px

Скопіюйте цей код і вставте його на свій сайт

X Для завантаження презентації, скористайтесь соціальною кнопкою для рекомендації сервісу SvitPPT Завантажити собі цю презентацію

Презентація на тему:
КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ

Завантажити презентацію

КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ

Завантажити презентацію

Презентація по слайдам:

Слайд 1

МОУ «Куровская СОШ №6» Урок о речевом этикете. «КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ» Учитель русского языка и литературы: Борзых Наталья Михайловна

Слайд 2

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

Слайд 3

Речевой этикет – это сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ЭТИКЕТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА «ЯРЛЫК, ЭТИКЕТКА» ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ETHOS «ОБЫЧАЙ, ХАРАКТЕР»

Слайд 4

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

Слайд 5

Задачи: рассмотреть классификацию формул речевого этикета; научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником; познакомить с историей развития русского речевого этикета научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи; научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения; воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку; внимательно относиться к своей и чужой речи.

Слайд 6

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Мигель де Сервантес

Слайд 7

Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Слайд 8

ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ

Слайд 9

…Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали?.. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин) ЗДРАВСТВУИ ЗДРАВСТВУЙ (форма повелительного наклонения глагола здравствовать) «БУДЬ ЗДОРОВ» «ПОЖЕЛАНИЕ ЗДОРОВЬЯ» ЦЕЛОВАТЬ (ЛОБЗАТЬ) «ЖЕЛАТЬ БЫТЬ ЦЕЛЫМ, НЕВРЕДИМЫМ, ЗДОРОВЫМ» Фр. ALLER («идти») Фр. ALLONS («ну») «телефонное» слово АЛЛО Буквально «ИДЕМ, ПОШЛИ»

Слайд 10

Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло

Слайд 11

Междометие ПОКА Формулы прощания ПО КАкое МЕСТо ПО+КА+МЕСТ = ПОКАМЕСТ ПОКА МЕСТО (сращение частей) наречие ПОКА Повелительное наклонение глагола ПРОЩАТь Первоначальное значение «прости (если что не так)» Фразеологизм «прощай, не поминай лихом» ПРОЩАЙ АДЬЮ – «с Богом, до свидания» от фр. A (предлог) + DIEU (Бог)

Слайд 12

«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО»)

Слайд 13

1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительного наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива (передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)

Слайд 14

Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!

Слайд 15

Умейте говорить друг другу комплименты! — Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. — Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Слайд 16

Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

Слайд 17

Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников)

Слайд 18

«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» -  слова  из вступления к роману  В. Астафьева «Печальный детектив».  Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Слайд 19

Домашнее задание: подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»

Слайд 20

Завантажити презентацію

Схожі презентації

Презентації по предмету Російська мова