розвиток логічного мислення
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
«Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» Учителя начальных классов МОУ СОШ № 106 Ленинского района г.Нижнего Новгорода Ходзицкой Елены Александровны ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА L/O/G/O www.themegallery.com
Ходзицкая Елена Александровна Педагогический стаж – 9 лет Образование высшее ( Владимирский педагогический университет 2000 г.) Квалификация-учитель начальных классов Специальность- педагогика и методика начального образования www.themegallery.com
Участие в научно-практической конференции 30.06.2010 Тема работы: «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников» www.themegallery.com
Актуальность работы Формирование УУД Результаты диагностики Стандарты Ключевые компетенциив Интеллектуаль ной сфере Интеллектуальная деятель ность 1) личностные; 2) регулятивные,; 3) познавательные,; 4) коммуникативные логические Логическое мышление Выс-25% Средн-45% Низк.-30% Логическое мышление Актуальность выбранной темы обусловлена требованием времени и проблемами класса www.themegallery.com
Результаты входной диагностики Высокий Средний Низкий 0% 20% 40% 60% 80% 100% 20% 45% 25 % 10% Совместно с психологом школы было проведено исследование учащихся Цель: определение готовности детей к школе и сформированности некоторых учебных навыков. Не готовы к обучению www.themegallery.com
Цель работы: Описать и систематизировать опыт работы по теме: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» ЗАДАЧИ: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; Описать систему работы по развитию логического мышления ; Провести диагностику развития логического мышления учащихся www.themegallery.com
Б.Блум « Таксономия уровней познания» « Логические пятиминутки» Этапы мыслительной деятельности Предварительная ориентировка в условиях задачи Создание плана решения Выделение способов решения Сличение результата с условием задачи Лаурия А.Р. Проблемами развития логического мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Психолого-педагогическое обоснование работы З.А.Зак Теория взаимосвязи обучения и развития Воровщиков С.Г. www.themegallery.com
Направления работы Создание условий для овладения навыками критического мышления Применение различных форм организации учебного процессе Использование системы развивающих упражнений Моделирование проблемной ситуации - Индивидуальной - Фронтальной Групповой Осуществление дифференцированного подхода www.themegallery.com
Логические пятиминутки «Стартовая пятиминутка», объясняющая учащимся, что, зачем и как будет изучаться «Финишная»- рефлексия.(портфолио) , «Вводные пятиминутки» применяется для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. «Инструктивные пятиминутки», представляющие учащимся в форме алгоритма. «Тренинговые пятиминутки», последовательно формирующие и развивающие отдельные учебно-логические умения «Мониторинговые пятиминутки», направленные, в первую очередь, на изучение сформированности учебно-логических умений. Их роль могут выполнить «тренинговые пятиминутки», www.themegallery.com
Инструктивная пятиминутка Как сложить 23+16? Вспоминаю правило сложения: 23+16= 9 23+16= 9 23+16=39 . : www.themegallery.com
Логические пятиминутки№1( тренинговая) Горело 9 свечей. 4 погасли. Сколько свечей осталось? Проверим: осталось 4 свечки, остальные сгорели www.themegallery.com
Логические пятиминутки №2 ( тренинговая) Проверим: Ель, берёза, ива, осина. Берёза правее ели, ива левее осины, берёза левее ивы. В каком порядке растут деревья? www.themegallery.com
2 12 15 5 5 10 27 7 3 7 Посмотри, как заполнена гроздь винограда числами: вверху два слагаемых, внизу между ними их сумма. 7 5 2 3 5 www.themegallery.com
По тому же правилу заполни числами эти грозди. 9 8 17 20 37 12 2 8 4 10 7 12 11 22 23 45 3 6 2 10 www.themegallery.com
Виды упражнений на развитие операции сравнения Выделение признаков одного объекта: Расскажи о предмете: яблоко круглое, большое , красное Угадай, что в мешочке : дети спрашивают, учитель отвечает «да» или «нет» Что изменилось? .. www.themegallery.com
Виды упражнений на развитие операции сравнения Установление сходств и различий между признаками двух объектов: Найди сходства и различия: 6+2 и 6-2; 6+(7+3) и (6+7)+3; 32 и 42, 45 и 32, 12 и 21; Игра « Сравнилочка» -как можно больше вариантов , чем похожи, и чем отличаются предметы: арбуз и мяч, телевизор и шкаф… www.themegallery.com
Виды упражнений на развитие операции сравнения Выявление сходства между признаками трех, четырех и более предметов Чем похожи между собой все: числа: 50,70,20,10,90 геометрические фигуры: математические записи: 3+2, 13+7, 12+25 www.themegallery.com
Формы работы на уроке математики Индивидуальная Групповая Фронтальная По данным Х.И.Лийметса на уроках занимаются посторонними делами при ответах соучеников у доски - 66.2% учащихся формы при фронтальном объяснении учителя - 13,4%уча щихся, при фронталь ной работе - 8,5% при групповой работе– 2,1% учащихся www.themegallery.com
Работа в парах Тема урока: «Свойство сложения» Учебная задача: Разбить выражения на группы так, чтобы в каждой оказались похожие выражения 57-7-1 76-6-1 14-9 19+(9-8) 20-(2+8) 11-7 6+7 5+8 www.themegallery.com
Работа в парах Тема урока: «Свойство сложения» Учебная задача: Разбить выражения на группы так, чтобы в каждой оказались похожие выражения 57-7-1 19+(9-8) 14-9 5+8 76-6-1 20-(2+8) 11-7 6+7 Допиши в каждую группу еще по 2 выражения www.themegallery.com
. Психические процессы развиты слабо. Нуждаются в постоянной помощи учителя. С заданиями , выполняемыми по образцу справляются Уровень памяти снижен, мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения нуждаются в помощи учителя. Мышление наглядно-образное, память в норме. Ребята находят сходства и отличия, видят известное в новом, могут самостоятельно сделать вывод Дифференцированная работа РОМАШКИ Низкий уровень Одуванчики Колокольчики В соответствии с уровнем обучаемости, весь класс делится на группы:. Высокий уровень Средний уровень www.themegallery.com
Примеры заданий 6+2…9 3+6…9 4+5….9 5+2…7 3+4…6 7+2….8 «Ромашки» Сравните выражения и числа «Одуванчики» Сравните выражения и числа. Запиши сначала равенства, а затем неравенства. « Колокольчики» Превратите получившиеся неравенства в верные равенства www.themegallery.com
Проблемная ситуация На доске Маша Витя 13-7+5=11 13-7+5=1 Кто прав? Почему? www.themegallery.com
Проблемная ситуация Маша Витя (13-7)+5=11 13-(7+5)=1 Как записать этот пример , чтобы ответ был правильный? www.themegallery.com
Критическое мышление Таксономия уровней познания Блума Выбери, оцени, предскажи Обсуди, соотнеси, поэкспериментируй Примени,используй, проиллюстрируй Выдели, покажи, расскажи… Опиши, объясни Навыки мышления Низкого порядка Навыки мышления высокого порядка оценка синтез применение понимание знание www.themegallery.com
Приёмы постановки вопросов: ”Толстый” и “тонкий” вопрос.( этап контроля знаний) Толстый. Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Тонкий. Может…? Мог ли…? Кто..? Что…? Когда…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? www.themegallery.com
Приемы и методы критического мышления Прогнозирование по ключевым словам Таблица « Знаю-Хочу узнать-Узнал» Толстые и тонкие вопросы Синквейн www.themegallery.com
Сравнительный анализ высокий констатирующий контрольный средний низкий 45% 55% 35% Констатирующего и Контрольного этапа исследования 20% 25% Этапы исследования развития логического мышления 20% www.themegallery.com
Схожі презентації
Категорії