Алі паруса
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Писатель-романтик А.С. Грин Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Д. Гранин
Фантаст -романтик Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е. Огонькова «Гриневия»
Мечта разыскивает путь, - Закрыты все пути; Мечта разыскивает путь, - Намечены пути; Мечта разыскивает путь, - Открыты ВСЕ пути. А. С. Грин "Движение". 1919.
Фантаст -романтик Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е. Огонькова «Гриневия»
Александр Грин распахнул дверь в мир веселых и смешных людей, открыл прекрасную землю, которой пока еще нет на карте. К.Г. Паустовский
«Любить, мечтать и верить…» Тема: Урок-исследование по повести-феерии Александра Грина «Алые паруса» Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами” Александр Грин
Предварительная работа Урок – знакомство с писателем «Необходимый Грин». Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (А. Грин «Алые паруса») – письменная домашняя работа. Урок – викторина по книге А. Грина «Алые паруса».
Цель урока: Анализируя текст, выяснить: Какой конфликт лежит в основе сюжета повести? Какова авторская позиция? Каковы приёмы её выражения?
Задачи: познакомить учащихся с удивительными героями повести; научить выделять в произведении сказочное и реальное; ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное; развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть; развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
Межпредметные связи Русский язык (анализ текста). Литература (внутрипредметная связь) – К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Музыка (Э. Григ. «Утро»; В. Ланцберг. Песня «Алые паруса»). Изобразительное искусство (иллюстрации учащихся к феерии А. Грина «Алые паруса»).
Эпиграф …человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. К.Г. Паустовский
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым», - писал Константин Паустовский. Именно такую сказку составил А. Грин, искатель чудесного, что грезит морем и парусами, человек, о котором с первых шагов в литературе складывались легенды. Он написал феерию-сказку о том, что счастье – дело собственных рук человека, мечту не надо ждать – ей нужно смело идти навстречу.
Проблемные вопросы: Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? Почему паруса алые, а корабль белый? В чем смысл названия повести?
Составление коллективного отзыва о книге А. Грина. Групповая работа Задание: выберите в качестве начала своего творческого отзыва строки К. Паустовского и продолжите их своими размышлениями, составляя общий текст коллективно по кругу «с миру по нитке». Проблемное задание:
К.Паустовский о феерии «Алые паруса»: 1 «В чём сила этой книги? Прежде всего – в…» 2 «Читая эту книгу, вместе с её героями входишь…» 3 «Да, со страниц этой книги получаешь заряд…» 4 «Из этой книги вы узнаете одну истину…» 5 «Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя…»
ФЕЕРИЯ (фр. feerie, от fee – фея) 1. Жанр театральных или цирковых представлений, основанный на применении различных постановочных эффектов, трюков, превращений. 2. Волшебное, сказочное зрелище. Феерический – сказочно красивый.
Анализ эпизодов: «Меннерс взывает о помощи» - 1 глава (иллюстрация – кадр из фильма «Алые паруса»). «Встреча Ассоль с Эглем» - 1 глава (просмотр фрагмента фильма «Алые паруса» - «Предсказание Эгля»). «Картина, определившая выбор профессии Грея» - 2 глава (иллюстрация – кадры из фильма «Алые паруса»). «Грей «настраивает» Пантена (помощника капитана) «своими мыслями»» - 7 глава. Просмотр фрагмента из фильма «Алые паруса» - «Корабль с алыми парусами в Каперне».
Известный собиратель народных преданий Эгль, увидев в руках девочки замечательную игрушку - парусник с алыми парусами, сказал ей удивительную вещь: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе ... Прекрасный принц посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блестящей страны, где восходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом ». Сказочник посеял в душе юной Ассоль зернышко мечты о чуде.
Но Ассоль, с ее мечтой о принце и алых парусах живет в окружениизлобных людей – жителей Каперны, абсолютно не слышали к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они думали только о повседневных делах. Ассоль тоже думает о хлебе насущном, но мечта поднимает ее над обыденной жизнью. Герои Грина отличаются от окружающих людей. Жители Каперны живут приземления. А те, кто хотел жить иначе, иногда не выдерживали давления окружающих: так, стал пьяницей добрый угольщик, что благодаря Ассоль смог увидеть нежные росписи на прутьях старого угольного корзины. В мире несправедливости, в котором живут герои Грина, добро так же необычное, как красные паруса.
Основной конфликт «Алых парусов» конфликт мечты Ассоль и действительности, возвышенной натуры с реальной жизнью. Мыслью обращаясь к дочери, Лонгрен думает: «Многие придется в будущем увидеть тебе не пурпурных, а грязных и хищных парусов; издалека - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых»
«…сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль…» «…специальный красный корабль…»
Пурпурный цвет приобретает в произведении особого смысла. Пурпурный цвет - цвет жизни. Пурпурный цвет для героев А. Грина имеет символическое значение: он говорит о том, что можно достичь несбыточного, превратить сказку в реальность. Алые паруса - это дело рук самого человека. Алые паруса - символ осуществления мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. ВЕРА, НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ
Коллективный отзыв учащихся о книге А. Грина «Алые паруса» «В чём сила этой книги?Прежде всего – в…» - том, что она говорит о необходимости добиваться своей мечты; - в названии, так как алые паруса – символ сбывшейся мечты; - в любви и мечтах, в которые надо верить.
2. «Читая эту книгу, вместе с её героями входишь …» - в мир любви и мечты; - в увлекательный мир сказки,фантастики, из которого не хочется уходить; - в мир, который учит надеяться, верить и ждать,любить, творить счастье своими руками; - в уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.
4. «Из этой книги я узнал одну истину…» - счастье можно сделать своими руками; - нужно верить в любовь и идти к своей судьбе. 5. «Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя …» - не почувствовать, не понять; - упустить и ни в коем случае нельзя потерять. Жизнь дана одна, и её нужно прожить хорошо.
Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, -тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. - Грэй
Мне встречи с ним судьба не подарила, И лишь недавно поздние цветы Я положил на узкую могилу Прославленного рыцаря мечты. Но с детских лет, с тех пор, когда впервые Я в мир чудес, им созданных, проник, Идут со мною рядом, как живые, Веселые герои его книг. Они живут в равнинах Зурбагана, Где молодая щедрая земля Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля. Мысли этого стихотворения точны. "Рыцарем мечты" входит Грин в сознание своих читателей
Ответить письменно на вопрос: «Что дало мне общение с А. Грином и его героями?» (по книге «Алые паруса») Домашнее задание:
АЛЫЕ ПАРУСА Ребята, надо верить в чудеса. Когда-нибудь весенним утром ранним Hад океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет над океаном. Hе три глаза, ведь это же не сон. И алый парус, правда, гордо реет. В той бухте, где отважный Грэй нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, чтоб нам досталось. А без друзей на свете было б очень трудно жить, И серым стал бы даже алый парус. Ребята, надо верить в чудеса. Когда-нибудь весенним утром ранним Hад океаном алые взметнутся паруса
Многие поколения читателей с увлечением читают эту прекрасную сказку. И каждый раз Грин убеждает нас, что человек не может жить без высокой мечты, что в каждом сердце живут свои алые паруса. Они приближаются к берегу, что ждет их, и каждое мгновение осуществляется много надежд, больших и маленьких
Желаю жить Вам в городе Любви, Конечно же на улице Согласья, Чтоб окна выходили на проспект Мечты, Вела дорога к морю под названьем Счастье! А на причале белый теплоход С созвучным именем "Надежда" Пускай он Вас по жизни поведет, Где будет Вам надежно, безмятежно! Пускай минуют Вас разлук шторма, А тучи бедствий пусть разгонит ветер! Держитесь крепче за Любви штурвал И все у Вас получится – поверьте
Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах, М., 1980 Кудрин В. «Миры А.Грина», «Наука и религия» 1993/3 Варламов А.Н. Александр Грин. — М.: Молодая гвардия, 2005 и 2008. — С. 449-451. — 452 [12] с. — (Жизнь замечательных людей) Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. — М.: АСТ: Олимп, 2000. — С. 5-16. Галанов Б. Беру волны и корабль с алым парусом… // Галанов Б. Книжка про книжки. — М.: Дет. лит., 1985. — С. 114-122. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. «Литература. Русские и зарубежные писатели. Игровые уроки.» М.-НЦ ЭНАС 2002. Б. Кузнецов «Будет все хорошо». Хабаровск - «РИОТИП» 2004. Харчев В.В. Поэзия и проза Грина. — Горький: 1975.[ Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. — М.: 1972. Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. — М.: Мол. гвардия, 1985. — С. 386-402 «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») №1-02; №10-05. БИБЛИОГРАФИЯ:
Схожі презентації
Категорії