Інтегрований урок з російської і української мови "Слово — вершина людського"
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Інтегрований урок з російської і української мови: Слово — вершина людського (Приказка) Поетами народжуються, ораторами стають. (Цицерон)
Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. Слово. Иван Бунин
Завдання: Збагнути основи красномовства; Познайомитися, як розвивалася риторика, як наука в усі часи; Довести, що вміння володіти словом,— це найвища цінність кожного з нас; Людина, яка володіє словом,— вільна людина.
Спробуємо пізнати суть красномовства. Для цього подумки повернемося в Стародавній Рим, Грецію, пізнаємо світ, де народжувалась риторика і закладалися її перші підвалини. РИТОРИКА
Издревле люди стремились разгадать секрет воздействия живого слова. Врождённый это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы даёт риторика. Авторитет этой науки в древности, её влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что Платон её называл искусством управлять умами и ставил в один ряд с полководческим талантом и поэзией.
Завдання: по опису знайти и указати цитату и ритора, котрому вона належить. Справжнє красномовство полягає в сутності, а не у словах. (Сент-Бев) Найбільша цінність оратора — не тільки сказати те, що потрібно, але й не сказати того, чого не треба. (Цицерон) Не те добре, коли кричать великим голосом, але те є великим, коли говорять добре. (Демосфен). Мова істини правда. (Платон)
Прочитайте та порівняйте подані прислів’я й приказки. На їх основі сформулюйте правила етичного мовлення, мистецтва ведення бесіди, поради промовцю. Розкажіть про риторичні традиції обох народів.
Із скарбниці українського народу Більше діла — менше слів. Хто мовчить, той двох навчить. Говорить таке, що купи не тримається. На городі бузина, а в Києві — дядько. Казав, та не зав’язав. Із скарбниці російського народу Не спеши языком— торопись делом. Кто говорит, тот сеет; кто слушает—собирает. Складно бает, да дела не знает. Я ему про Ивана, а он мне про Степана. Начал за здравие, а кончин за упокой.
Заповіді ритора. Пригадайте вісім основних запитань, на які повинен відповісти оратор, готуючись до публічного виступу. Обґрунтуйте важливість кожного з них. Що говорить? Як говорить? Хто говорить? Кому говорить? Навіщо говорить? Де говорить? Коли говорить? Скільки говорить?
Какие требования предъявляет Цицерон к публичному выступлению оратора? Требования к публичному выступлению оратора. Оратор есть тот, кто: Любой вопрос (требование) Изложит со знанием дела Стройно (содержание) Изящно ( форма) С достоинством при исполнении. УРОКИ ОТ ЛЕГЕНДАРНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Свободный диктант. О культуре речевого общения. (Л.Н.Толстой) Слово может быть и орудием зла, когда оно не соединяет, а разъединяет людей. Может быть и оскорблением того, кто их произносит, когда оно употребляется для сквернословия или коверканья языка. И потому со словом нужно обращаться с уважением и говорить то, что нужно, и во всех случаях стараться сказать это как можно проще и яснее. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками.
Свободный диктант. Задание: дописать предложения по памяти. О культуре речевого общения. (Л.Н.Толстой) Слово может быть и орудием зла, когда оно… Может быть и оскорблением, когда оно… И потому со словом нужно обращаться с… Если же употреблять слова как попало, то лучше уж… ПРИТЧА
Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платья… Владимир Маяковский Как вы понимаете слова поэта?
Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платья… Владимир Маяковский Слово ныне мало ценится. Его, по большей части, почитают чем-то вроде маскировочного халата, позволяющего удобнее проникнуть на территорию противника. «Одно пишем, два в уме», «понимай наоборот»—так поневоле научена мыслить современная аудитория по причине лукавства говорящих. «Наш век устал от слов»,— говорил об ушедшем столетии известный подвижник благочестия. Что же сказать о веке двадцать первом?.. Не таковым было отношение к слову наших предков. Слово— святыня, если оно обращено к сердцам слушателей, запечатлённых образом Создателя. Слово— не пустая оболочка, не шелуха, но мысль воплощённая. Слово— носитель духовной силы, исходящей из глубин бессмертной души. Слово обладает зиждительной властью: оно приносит в мир небесную красоту, порядок и меру. Слово врачует, просвещает, умиротворяет… Слово имеет крылья. И нам подобает знать, как приступать к словесному служению.
Задания: 1. Прочитайте цитату из поэмы В.Маяковского, найдите слова «пересечения» в данном тексте и стихотворной строке. Объясните, на каком уровне ассоциаций (форма, цвет, звук, осязание, предназначение и т.д.) «пересекаются найденные вами слова-образы. Есть ли общность смыслов у таких образов? (Слова— обветшалые платья, маскировочные халаты) 2. Конспективно «зашифруйте» тезисы текста, например: «Слово имеет крылья»— «Слово— полёт» или «Слово— мечта». Составьте не менее 6-7 подобных «тезис-конспектов». Презентуйте их классу, соотнеся с полными цитатами в тексте.
Задания: 3. Составленные вами «тезис-конспекты» соотнесите с определённым цветом, объясните свои ассоциации (например: «Слово-лекарь»-- «Слово врачует» можно соотнести с зелёным цветом— цветом надежны). 4. Прослушайте два музыкальных эпизода («Болеро» Равеля и «Лунную сонату» Бетховена) соотнесите их с цитатами из текста, объяснив свой выбор. РАВЕЛЬ БЕТХОВЕН
Задание: 5. Соотнесите цитаты из текста с данными афоризмами по принципу «созвучно» — «противоположно». Объясните свой выбор. «Язык—одежда мыслей» (Солон). «Словами подобает скрашивать зло» (Овидий). «Выражай смертными словами бессмертные вещи» (Лукреций). «Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать» (Агата Кристи). «Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек. Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек» (Ас-Самарканди).
Задания: 6. Основываясь на эмоциональном потенциале слов, составьте две цепочки слов, выбрав их из текста: 1—негативно настраивающие, 2—позитивно настраивающие ( например: 1—противник, поневоле, лукавство…; 2—святыня, небесная красота, бессмертная душа…).
Риторические фигуры: Риторический вопрос Анафора Эпифора Градация Антитеза Перечислительный ряд Аналогия Гипербола Инверсия
Работа над речевой формой выступления М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.
7. Проделайте работу по комплексной орализации текста. Прочитайте текст, переведите на украинский язык и упростите его, подготовив для устного выступления. Измените его в соответствии с требованиями к устному выступлению – сделайте фразы более простыми, более разговорными, замените сложные и книжные слова на разговорные, сделайте предложения более короткими, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.
8. Составить синкан на тему «Слово», противоположный по смыслу данному СЛОВО Обман , лукавство Обветшавшее, маскировочное, пустое «в привычку входит», проникает, утомляет «Словами подобает скрашивать зло» (Овидий) «Болеро» Равеля.
Домашнее задание: Написать публичное выступление на тему: «Чем могут помочь знания по риторике лично мне в будущей профессии?»
Схожі презентації
Категорії