Имя прилагательное как часть речи
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Имя прилагательное как часть речи Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы Балтазаровской ООШ І- ІІІ ст. Байдуковой В. Р.
Цель Знать: Морфологические признаки прилагательного Синтаксическую функцию его в предложении Роли прилагательного в тексте Уметь: Употреблять прилагательные в речи Определять морфологические признаки прилагательного Синтаксическую роль в предложении Расширить: Сведения о функции прилагательного в предложении
Прослушайте стихотворение и определите тему урока. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Вот громкий стул, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. О каких словах рассказывает поэт?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? Имена прилагательные склоняются, т.е. изменяются по родам, падежам и числам, но их форма зависит от формы слова, от которого они зависят. В предложении имена прилагательные могут выступать в роли: определения : У девочки была очень красивая кукла. - именной части составного именного сказуемого : Кукла была красивой.
Разряды прилагательных качественные прилагательные – обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам ( признак может проявляться в большей или меньшей степени)(красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы;
относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету ( указывают на материал: каменная стена; на местонахождение: городской житель; на время: зимние каникулы), они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный);
притяжательные прилагательные обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?(лисий, отцов).
Найдите прилагательные, выпишите. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. (С. Есенин)
Отгадайте загадки, запишите отгадки Бежит свинья Железная спина Льняной хвостик. Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет.
Тонкий, высокий Упал в осоку, Сам не вышел, А детей вывел. Сама длинная, Нос длинный, А ручки маленькие.
. Сам алый, Сахарный. Кафтан зеленый, Бархатный. Земля беленькая, А птички на ней Черненькие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте и хлопок над головой. Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет - неяркий неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше... Осень пришла врасплох и завладела землёй, садам и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
Сколько имён прилагательных в стихотворении? Я смотрела из окна, Мне вся улица видна: Деревянная скамья, На скамье сидит семья: Внук – красивый, молодой, Дед с кудрявой бородой, Мама с папой, а у ног – Серый маленький щенок. Если будете внимательными Вы найдете прилагательные.
К данным прилагательным подберите по смыслу существительные Добросовестный погода Фарфоровая рассказ Интересний чашка Ненастная ученик Вкусный хвост Лисий пирог
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашего класса были ________________________. Они давали__________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет _____________________________ .
Микрофон сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось …
Ответ на проблемный вопрос Прилагательное– живая часть речи Прилагательное помогают увидеть цвет; Прилагательное помогают услышать звуки; Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.
Домашнее задание Выучить правило об прилагательном, выполнить упр. 276, 279 ; высокий уровень – составить мини рассказ о зиме.
Пожелание ученикам Будь смел и отважен - Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле !
Схожі презентації
Категорії