імунітет
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Дополните утверждения: Внутренняя среда организма состоит из …, … … и … . Кровь – это жидкость, состоящая из … и … … . Назовите форменные элементы крови: …, …, … . Захват микробов лейкоцитами и их уничтожение И.И. Мечников назвал … . Постоянство внутренней среды называют… .
Сопоставьте два факта: Бывает, что человек, раненый в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы; Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.
Подумайте над этими фактами и объясните: а) Почему человек без крови погибает? б) Какое значение имеет кровь в жизни организма человека? в) Какие особенности строения характерны для эритроцитов и какие функции они выполняют?
Расскажите о защитной функции крови, используя схему: ЛЕЙКОЦИТЫ ФАГОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ ФАГОЦИТОЗ ВЫРАБАТЫВАНИЕ АНТИТЕЛ ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ ОБРАЗОВАНИЕ ТРОМБА
Итак, одна из форм биологической защиты – фотоцитоз, а другая – химическая защита – выработка лейкоцитами защитных веществ – антител.
Предлагаю решить проблему. Подумайте: Как объяснить, что если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они погибали, а если добавляли кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случилось?
Иммунитет – это способность организма устранять антигены – чужеродные тела и вещества – в ходе иммунной реакции. Иммунитет ( от лат. Immunitas) – избавляться от чего – либо.
Органы иммунной системы: костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфа- тической ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения.
Различают клеточный иммунитет (фагоцитоз) и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью.
Клеточный иммунитет был открыт И.И. Мечниковым, гуморальный – П. Эрлихом. Мечников Илья Ильич 1845 - 1916 Эрлих Пауль 1854 - 1915
Представьте, что в поселке эпидемия – вспышка инфекционной болезни. Как же предупредить инфекционное заболевание, какие правила гигиены нужно выполнять?
Младенцу делают прививку оспы, которую он легко переносит. Иммунитет вырабатывается на 7 лет. Все тело больного оспой покрывается оспенными струпьями.
Классификация иммунитета Естественный Искусственный Активный Пассивный Активный Пассивный Видовой Наследст-венный Приобре-тенный в ходе болезни Антитела передают-ся ребенку с молоком матери Вакцина-ция Введение лечебной сыворот-ки
Итог урока: Что нового, полезного для себя вы узнали, какие знания пригодятся вам в дальнейшей жизни ?
Задание 1. Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
Задание 2. Почему для пчеловода пчелиное жало безопасно? Почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если он заранее сделал особые прививки? Что при этом вводят в кровь человека?
Задание 3. Какие смертельно опасные инфекционные заболевания вы знаете ? Назовите профилактические меры, которые необходимо соблюдать, чтобы предотвратить заболевание.
Задание 4 Какие профилактические меры необходимо соблюдать, чтобы предотвратить заражение СПИДом
Использовать только свое стерильное инъекционное оборудование и не допускать его использование другими людьми Использовать стерильное оборудование для татуировок и пирсингов Пользоваться только своими или новыми предметами личной гигиены (бритвенные принадлежности, зубные щетки) Будьте внимательны при посещении парикмахерской и зубного кабинета
Схожі презентації
Категорії