Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Антуан де Сент Экзюпери
Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Антуан де Сент Экзюпери
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимопроверкой Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда – это сочинительные союзы. Союзные слова – это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимопроверкой Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда – это сочинительные союзы. Союзные слова – это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? 1 0 1 0 1 1
Заполнение «слепой» таблицы (Работа в парах) В случае затруднения см. справку на стр.79 Сложное предложение Союзное сложное предложение ? ? ? ? ? ? Бессоюзное сложное предложение (БСП) Сложносочинённое (ССП) Сложноподчинённое (СПП) С придаточными изъяснительными С придаточными обстоятельственными С придаточными определительными
Виды сложноподчиненного предложения По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительные изъяснительные обстоятельственные
Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
ПУТЬ К ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ Работа в малых группах (решение исследовательских задач на сопоставление и анализ речевых фактов)
Общие выводы ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Определяют ………………………………………………….. отвечают на вопросы …………………………………… Присоединяются ………………………………………….. местоимённо-определительные придаточные: Относятся к …………………………………………………… могут стоять ………………. определяемым словом. существительное или местоимение в главной части предложения какой? который? чей? союзными словами какой, который, чей, где, кто, что местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены перед
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным усваиваемый человеком в раннем детстве ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. =
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. = ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное. 1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться. 2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода. 3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром. 4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать. 5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.
Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное. 1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться. 2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода. 3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром. 4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать. 5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.
Дифференцированная работа 1-й вариант – упр. 174, 2-й вариант – работа с текстом к стихотворению М.Ю.Лермонтова
Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении Полины Агуреевой «Вверху горит одна звезда» Определите доминантный личностный смысл стихотворения
Домашнее задание: изучить теорию на с. 87 (для любителей русского языка - дополнительную информацию извлечь на образовательном портале http://www.gramota.ru/class/: дополнительно изучить сведения о местоимённо-определительных придаточных) Выполнить одно из заданий по выбору: - упр.175 (выполнить все задания к упражнению) - написать творческую работу, используя СПП с придаточными определительными, выбрав одну из тем: «Дарю тебе звезду небесную, ту, которая крупней!» или «Самая сильная боль та, которую скрываешь под улыбкой» Коммуникативная задача: передать личностное отношение к изображаемому, заинтриговать читателя. Дополнительное задание: проанализируйте роль СПП с придаточными определительными в своем тексте.
Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Антуан де Сент Экзюпери
Если любишь цветок, (что растет где-то на далекой звезде), хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Антуан де Сент Экзюпери
Итоги урока Что нового мы узнали сегодня на уроке Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения Что особенно понравилось
Итоги урока Научились: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Указательные слова Тот такой таков все каждый всякий Любой Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным ТОТ
В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом? 1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. 2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! 4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
Различай сюзы и союзные слова . Союзы Союзные слова Неявляются членами предложения: Он сказал, что сестране вернётся кужину (что — союз, не является членом предложения). Являютсячленамипридаточногопредложения: Онане сводила глаз с дороги, чтоведётчерез рощу (союзное слово что — подлежащее). 2.Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Онсказал, что сестра не вернётся к ужину. —Онсказал: сестра не вернётся к ужину. 2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Онане сводила глаз с дороги, что ведётчерез рощу;невозможно:Онане сводила глаз с дороги, ведёт через рощу. 3.На союз не может падать логическое ударение. 3.На союзное слово может падать логическое ударение: Язнаю, что он будет делать завтра. 4.После союза нельзя поставить частицы же, именно. 4. После союзного слова можно поставить частицы же,именно, ср.: Язнаю, что же он будет делать завтра; Язнаю, что именно он будет делать завтра. 5.Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием. 5.Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. —Язнаю: это он будет делать завтра; Язнаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.
Простые подчинительные союзы Составные подчинительные союзы Союзные слова Что Потому что 1.Относительные местоимения: Чтобы Для того чтобы кто, что, какой, Как Так как чей, который, сколько Будто Как будто 2. Относительные наречия: Когда Так что где,когда, куда, откуда, почему, Пока двойные: зачемикак. Хотя Чем - тем если Если - то
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе, Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом, Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе И о многом другом еще можно подумать, о многом другом. Ю. Левитанский
1. Вопрос: какой? 2. Контактное слово (часть речи): существительное 3. Средства связи: союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда. 4. Возможны указательные слова: тот, такой 5. Позиция по отношению к контактному слову всегда постпозиция 6. Вид придаточного: определительное
Схема предложения [+- указ. слово +сущ.],(союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда)
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.) 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец) 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин) 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев) 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков) 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский) 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов) 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая) 2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что) 3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям. 2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит. 3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. 4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, …… Тема, над которой мы работали, ….. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с …. Какими были предыдущие 3 предложения по строению?
Домашнее задание: параграф учебника /часть 1/, запись в тетради, на выбор: упражнение из учебника или миниатюра из 5 СПП предложений с придаточным определительным на тему: «Осень».
Задание 1. Выборочный диктант. В это время два ученика работают на доске с карточками. Карточка 1. Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений. 1)Он пр…гласил в гости товарища который жил (не)далеко от него. 2)Река по которой мы плыли была весьма ш…рокой. 3)Старик от (не)ожиданности выронил из рук к…рзину которую д…ржал в руках. Карточка 2. Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений. 1)Мальчик которому шел д…сятый год с…дел возле матери. 2)Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по лесу со своей матерью. 3)К…рзина в которую девочка пол…жила котенка была (не)большой. Найдите придаточные определительные и запишите их в тетрадь. 1)Я вош…л в дом, где прошло мое детство. 2)Малыш… не знал, где он оставил свою игрушку. 3)Мимо прошел человек, что недавно угр…жал мне. 4)Всем извес ...но, что кошки хорошо видят в т…мноте. 5)Она не любила, когда её тр…вожили утром. 6)Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю.
Задание 4. Спишите, заменяя придаточные определительные обособленными определениями. 1)Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2)Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность. 3)Солнце, которое закрыли облака, уже садилось. Задание 5.Исправьте ошибки в построении придаточных определительных и запишите их в исправленном виде. 1)Мальчик разговаривал с соседом, который недавно переехал в новый дом. 2)Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. 3)Вид земли, которую покрыл первый снег, который выпал ночью, веселил сердце каждого.
Схожі презентації
Категорії