Понятие о фонетике
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Тема : Понятие о фонетике. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Автор: Кныш Л.В., учитель русского языка Мордвиновской ОШ
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фонетике как разделе лингвистики, предмете ее изучения; совершенствовать навыки аргументированного разграничения звуков речи на гласные и согласные, умение читать вслух текст научного стиля; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Чтобы говорить, а не молчать, Надо звуки речи изучать. С орфоэпией советую дружить, Чтобы каждым звуком дорожить. Графика запишет каждый звук- У нее на это хватит букв. Ну, а чтобы грамотно писать, Надо орфографию познать!
Фонетика. Это слово пришло из греческого языка, «фоне» означает звук. Звук н произносится твердо
Слова с корнем – фон- Телефон, магнитофон, диктофон, микрофон, таксофон, фонотека, фонограмма
Замените один звук в слове: -в слове гора - первый звук; -в слове дома - второй звук; -в слове кот - третий звук.
Забавные стихотворения Закричал охотник: «Ой! Двери ломятся за мной!» На виду у детворы Крысу красят маляры. Посмотрите-ка, ребятки, Баки выросли на грядке. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки, У нас на головах щенки. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Сели в ложку – и айда! По реке - туда-сюда! Забодал меня котел. На него я очень зол.
Подумай! -Почему в словах телефон, слон, пудов, он мы пишем букву о, не сомневаясь? - Какие звуки произносим мы на месте буквы о в словах говорит, откуда, шоколада? -Какие еще звуки в слабой позиции слышатся неясно, вызывают у вас сомнения? Приведите пример из этого отрывка -Приведите примеры слов, в которых мы не сомневаемся, какой звук слышим и произносим в слабой позиции, потому что он только произносится короче, а качественно не изменяется
Подобрать слово для проверки гласного в слабой позиции, записать оба слова. Б.. леть – В..лнение- К..лючий- Отд..ленный- Насл..ждение- Прин..сить- Тр ..пинка - Огл..вление – Обл..котиться – Уг..сает –
Записать словосочетания, устно подобрав слова, где сомнительный гласный стоит в сильной позиции Игрушечные м.. чи – рыцарские м.. чи. Об..жать младших- обб..жать стадион. Отв..рить курицу – отв..рить двери. Сп..ши на поезд – сп..ши упражнение. Пол..скать белье – пол..скать кошку.
Звуки речи Гласные [а] [о] [э] [и] [ы] [у] Согласные [б]- [б ] [в]- [в ] [д]- [д ] [з]- [з ] [п]- [п ] [ф]- [ф ] [к]- [к ] [т]- [т ] [с]- [с ] [л]- [л ] [м]- [м ] [н]- [н ] [р]- [р ] [г]- [г ] [х]- [х ] [ж] [ш ] [щ ] [ч ] [ц ] [й ]
Все согласные звуки делятся на группы: 1) звонкие - глухие (деление по участию голоса и шума) 2) твёрдые – мягкие (различаются положением языка при произношении) 3) парные - непарные
Закончить пословицы, объяснить правописание согласных в слабой позиции. Мир да лад – большой … Хороши в дорожке пирожки с … Хозяин весел – гости …
Вопросы для повторения -Какую тему мы начали изучать на сегодняшнем уроке? -Что изучает фонетика? -На какие две группы делятся звуки в русском языке? -Чем отличаются гласные звуки от согласных? -Что нового вы узнали на уроке?
Схожі презентації
Категорії