Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
Завантажити презентаціюПрезентація по слайдам:
Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Мотивация учебной деятельности учащихся Сравните два предложения. Различаются ли они по смыслу? Что повлияло на обособление определений во втором предложении? Резкий и упорный холодный ветер кидает нас. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас. (И. Бунин)
Восприятие и усвоение учебного материала Обособленные согласованные определения обычно выражаются причастными оборотами: Дождь, стучащий по крыше, напоминал барабанную дробь; прилагательными с зависимыми словами: Небесный купол, полный звезд, раскинулся над нами; одним или несколькими прилагательными (причастиями): Уставший, он сел отдохнуть. Тянулись бесконечные дни, пустые и печальные.
После определяемого слова обособляются: 1) причастные обороты: И только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. (К. Паустовский); 2) прилагательное с зависимыми словами: Земля, окоченелая после заморозка, побелела, покрылась изморозью; 3) два и более одиночных прилагательных: Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад; В любой позиции обособляются: 1) определения, имеющие дополнительное обстоятельственное значение: Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (И. Тургенев); 2) определения, относящиеся к личному местоимению: Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин) А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов); 3) определения, расположенные в предложении далеко от определяемого слова: Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы. (М. Шолохов).
Не обособляются: 1) распространенные определения, стоящие перед определяемым словом: В доме есть расположенная на первом этаже парикмахерская; 2) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова- ми, стоящие после определяемого слова и входящие в состав сказуемого: В марте лежало зерно ссыпанное в закрома. (М. Салтыков-Щедрин); 3) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова- ми после неопределенных, указательных, притяжательных, определительных местоимений и слов многое, многие: В нем уснули все желания, кроме желания думать о чем-то, невы- разимом словами. (М. Горький).
Запомните! Несколько обособленных определений в абсолютном конце предложения отделяются тире: Это помогает сделать выводы о характере персонажа — покладистом и добром.
1. Перепишите предложения, составьте их схемы, подчеркните обособленные определения. Первое и второе предложения переделайте так, чтобы обособленные члены предложения стали необособленными. К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор, заросший сухим папоротником. В основе учебного процесса лежат учебные планы, содержащие перечень дисциплин. Верх пирога смажьте яичным желтком, разведенным двумя ложками молока. Результатом поездок писателя по стране явились книги, рассказывающие о жизни села.
2. Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки. Путники измуче..ые холодом гонимые ледя..ым ветром наконец добрались до какого-то деревя..ого строения. Филипп строгий сосредоточе..ый оделся потеплее и пошел к парому. (В. Шукшин) Ночь холодная немая промчалась незаметно. (Г. Федосеев) Погруже..ый в воспоминание старик долго (не)мог уснуть. Он расстроенный ушел к себе домой. Угрюмый он (не)отвечал ни на чьи вопросы.
3. Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными. Образец: Нависшая туча предвещала беду. — Туча, нависшая над лесом, предвещала беду. У заросшего берега водились утки. Полученная квитанция затерялась. Свирепствующий ураган причинил много бед. Зазеленели посаженные березки. Засеянное поле дало прекрасный урожай.
4. Распространите предложения обособленными определениями, относящимися к личным местоимениям. Образец: Я еле добрался до дома. — Я, измученный и продрогший, еле добрался до дома. Он лежал почти в беспамятстве. Мы достигли берега. Меня похвалили родители. Ему не хватало терпения.
Подведение итогов урока Беседа с учащимися. — В каких случаях определения обосабливаются? — Какие определения называются согласованными?
Схожі презентації
Категорії