X Код для використання на сайті:
Ширина px

Скопіюйте цей код і вставте його на свій сайт

X Для завантаження презентації, скористайтесь соціальною кнопкою для рекомендації сервісу SvitPPT Завантажити собі цю презентацію

Презентація на тему:
Деепричастие как часть речи

Завантажити презентацію

Деепричастие как часть речи

Завантажити презентацію

Презентація по слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи Презентация к уроку Учитель: Федорович С. И.

Слайд 2

Девиз урока: Родной язык я изучаю, Его люблю, не забываю. Язык я буду изучать, Беречь и уважать! Fedorovich S.I

Слайд 3

Цели урока: сформировать умение находить деепричастия в тексте, научиться определять его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении; выяснить роль деепричастий в художественном тексте; научиться правильно употреблять деепричастия в предложении; задуматься о роли деепричастий в устной и письменной речи. Fedorovich S.I

Слайд 4

Упражнение «Бабочки» Цель: выяснить ожидание участников относительно темы урока, определить вопросы, на которые целесообразно обратить внимание в процессе работы с группой. Fedorovich S.I

Слайд 5

Из этимологического словаря Слово Деепричастие произошло от двух слов Дее (от ДЕЯТИ в значении ДЕЛАТЬ) + Причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века. Fedorovich S.I

Слайд 6

Упражнение «Асоциация» Fedorovich S.I ДЕЕ- (ДЕЯ-) Задание: Назовите слова, которые начинаются на дее- (дея-):

Слайд 7

Лингвистическое наблюдение Сравните два предложения. Бабушка слушала Машеньку и улыбалась. Бабушка слушала Машеньку, улыбаясь. Задание: - Назовите основы предложений. - В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому? - В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно составное, а другое добавочное? -Какое из предложений точнее, выразительнее? -Как выражены действия в этих предложениях? Fedorovich S.I

Слайд 8

Текст: Наш двор был вымощен щербатым булыжником. Булыжник лежал неровно, образуя бугры и впадины. Осенью шли затяжные дожди, заливая впадины водой, а бугры возвышались каменными островами. Чтобы не замочить ботинок, мы прыгали с острова на остров. Но домой всё равно приходили с мокрыми ногами. (По Ю. Яковлеву) Задания: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, которые являются деепричастием. Выпишите их. Задайте к ним вопросы. Найдите слова, к которым они относятся. Что обозначают? На какие части речи похожи? Определите признаки этих частей речи. Определите синтаксическую роль в предложении. Fedorovich S.I

Слайд 9

Вывод: Глагольные признаки деепричастия: налицо - деепричастия обозначают добавочные действия, образуются от глаголов, имеют вид. Кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством. Fedorovich S.I

Слайд 10

Работа в группах Работа с теоретическим материалом. (стр.192-194) Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола). Совместное заполнение таблицы Fedorovich S.I

Слайд 11

Fedorovich S.I № вопроса причастие деепричастие 1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемномусоставу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? 10. Какую часть речи распространяют в предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности

Слайд 12

Проверка выполненной работы. Игра «Ты – мне, Я – тебе» Задание: Поставьте вопросы другой группе, используя материал опорного конспекта. Обсуждение выполненной работы. Fedorovich S.I

Слайд 13

Подведём итог Деепричастие –самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? Морфологические признаки -объединение водном слове свойств глагола и наречия. Синтаксическая роль в предложении зависит от глагола-сказуемого, является обстоятельством. Fedorovich S.I

Слайд 14

Физкультминутка Игра "Деепричастный ручеёк" Fedorovich S.I

Слайд 15

Речевое упражнение Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. - Назовите в этой скороговорке деепричастие. - Докажите, что это деепричастия. Fedorovich S.I

Слайд 16

Слуховой диктант Р. Саути «Лодорский водопад»  Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. Fedorovich S.I

Слайд 17

Исследовательская работа в группах І группа Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… (Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”)   Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”) ІІ группа …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок… (Н.А. Некрасова “Однажды…”)   Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… (А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”) Fedorovich S.I ІІІ группа Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком… (С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”)   В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят… ( И.А.Бунина “***”) Задание: прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них деепричастия, от какого глагола они образованы.

Слайд 18

“Аукцион фразеологизмов” Назвать фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия: Работать хорошо. Работать плохо. Бежать быстро, (мчаться). Уйти (остаться ) ни с чем. Очень быстро. Без особого на то желания. Fedorovich S.I

Слайд 19

"Верю-неверю" Fedorovich S.I 1. Деепричастие - это особая форма глагола, который означает дополнительное действие и имеет грамматические значения глагола и прилагательного. 2. Деепричастия не изменяются, не склоняются и не спрягаются. 3. Деепричастия обычны для письменной речи, а в разговорной речи могут употребляться фразеологические обороты с деепричастиями. 4. Деепричастия образуются от прилагательного. 5. В предложении могут быть обстоятельствами.

Слайд 20

«Мы – молодцы!» Fedorovich S.I

Слайд 21

Метод « Tabula rasa» («Чистая доска») - Что такое деепричастие? - Какая роль деепричастия в речи? - Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? - Каковы признаки глагола у деепричастия? - Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении? - Как изменяется деепричастие? - Какой речи характерны деепричастия? -Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? Fedorovich S.I

Слайд 22

Продолжи фразу - Сегодня на уроке я узнал(а) … - Мне особенно понравилось … - Я могу себя похвалить за … - Больше всего меня заинтересовало… - Я понял (ла)… Fedorovich S.I

Слайд 23

Домашнее задание Письменное (для всех): Выполнить упражнение 397. Устное (для всех): Выучить теоретический материал §27. Творческое (по желанию): «Выбери себе задание» - написать сочинение – миниатюру, стихи, пословицы, загадки, связанные с темой ««Деепричастие как особая форма глагола», используя теоретический материал §27. Fedorovich S.I

Слайд 24

Источники информации - Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва, С. А. Лебеденко. Русский язык. 7 класс., Киев. Мастер-класс, 2008. - И. С. Филатова. Русский язык. Планы-конспекты. 7 класс. Ранок Веста, 2007. Маторин Б.И., Лукач В.Я. Деепричастия на внеклассных занятиях по языку. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 1, 2011 года - Саути, Р. Лодорский водопад. Водопад. Сборник стихотворений / сост. Г. Т. Арсеев, П. Ф. Бровко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. – С. 35. - Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. — К.: А. С. К. — 2004. - Сиротенко Г. О. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. — Харків: Основа. — 2003. - Шарко В. Д. Сучасний урок: технологічний аспект. – К.: СПД Богданова А. М., 2007. Fedorovich S.I

Завантажити презентацію

Презентації по предмету Російська мова