X Код для використання на сайті:
Ширина px

Скопіюйте цей код і вставте його на свій сайт

X Для завантаження презентації, скористайтесь соціальною кнопкою для рекомендації сервісу SvitPPT Завантажити собі цю презентацію

Презентація на тему:
Мария Авксентьевна Примаченко

Завантажити презентацію

Мария Авксентьевна Примаченко

Завантажити презентацію

Презентація по слайдам:

Слайд 1

Народный художник Украины Мария Авксентьевна Примаченко 1908-1997 Замаенко Елена Васильевна Учитель-методист УВОК№110 г.Запорожья Категория высшая

Слайд 2

Слайд 3

Вечное детство Марии Примаченко Примитивизм – это искусство людей, не утративших в себе ребенка

Слайд 4

Слон

Слайд 5

2009-й — по решению ЮНЕСКО — был объявлен годом Марии Примаченко, — в честь 100-летия со дня рождения гениальной украинской художницы (одной из немногих, получивших мировое признание). Год Примаченко… А может, «век Примаченко»? Век, вобравший в себя и ее художественные озарения, и ее жизненные драмы.

Слайд 6

Жар-птица в цветах

Слайд 7

Мария Авксентьевна Примаченко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко; 1908—1997) — украинская народная художница, представитель «народного примитива» («наивного искусства»). Кавалер ордена «Знак Почёта» (1960). Лауреат Национальной премии Украины имени Т. Г. Шевченко за цикл «Людям на радость» (1966). Родилась в селе Болотня Иванковского района Киевской области Украины, где и провела всю жизнь. По паспорту день ее рождения - 31 декабря 1908-го, сама же она говорила, что появилась на свет под старый Новый год, на Василия, в 1909-м. Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения. Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания и передала свой дар дочери, которая до последних дней носила сорочки, сшитые и украшенные своими руками.

Слайд 8

Сороки-белобоки

Слайд 9

Мария родилась очень красивой девочкой, но со страшной болезнью - полиомиелитом. Проучилась в школе всего четыре класса . Инвалид с детства (почти не работала одна нога, из-за чего перенесла три операции, всю жизнь носила 7-килограммовый протез и ходила с палочкой и на костылях), отличалась серьезностью и внимательностью. Исследователи творчества Марии Примаченко частично этим объясняют  феномен художницы – сильная боль с помощью  фантазии и воли к жизни трансформировалась в вычурные образы. В настоящее время этот процесс называют арт-терапией. Борьба радости и боли, света и темноты присутствует в каждой картине Марии Примаченко. Тем то и близки ее произведения (а поэтому - вечные) всем людям (хотя, возможно иногда и неприемлемы или непонятны).

Слайд 10

Украинские танцоры

Слайд 11

Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Первые картины юная художница рисовала на песке. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод — восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.

Слайд 12

Павлин и цветы

Слайд 13

Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды. Во время Великой Отечественной войны Мария Примаченко потеряла мужа и родила единственного сына Федора, ставшего, как и мать, народным художником. Ее односельчане вспоминают: - Марии пришлось очень тяжело, муж не вернулся с войны, на руках — маленький сын и совсем слабые родители. Федора обзывали, обижали сверстники. Знаете, как оно, когда парень без отца в деревне? Она его защищала как могла. Могла выйти за ворота и так закричать на всю улицу, что все разбегались. Она гадала на картах, знала заклинания. Соседки, когда была война, часто заглядывали сюда узнать, жив ли муж. Бывало такое — получат утвердительный ответ и успокоятся, а через три недели и письмо приходит, мол, жив я. Она знала очень много заклинаний, молитв, с ними на устах выводила образы на полотне.

Слайд 14

Конь стоит и грустит

Слайд 15

Талант Примаченко открыла киевская художница Татьяна Флору. В 1936 г. Марию Авксентьевну приглашают в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество становится более разнообразным — Мария рисует, вышивает, увлекается керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся ее прекрасные керамические кувшинчики и блюдца этого периода.

Слайд 16

Слайд 17

За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко награждают дипломом первой степени. С того времени ее произведения с неизменным успехом экспонируются на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.

Слайд 18

Едет осень на коне

Слайд 19

Таинственным, эмоционально волнующим предстает перед зрителем творчество украинской народной художницы Марии Примаченко. Мир сказочный и таинственный властно влечет Марию Примаченко. Если прообразы "добрых" зверей и птиц почти всегда легко угадываются – львы, медведи, зайцы, аисты, ласточки, то "зло" – сила химерная и неузнаваемая. Но и здесь художница прибегает к своему излюбленному приему "очеловечения" – фантастические звери у нее с большими глазами, отороченными ресницами.

Слайд 20

Зверь гуляет

Слайд 21

Вот что говорит Примаченко: «Сначала были птицы на небе и цветы на земле. Потом пришли звери и всех съели. И нас съедят». В другой раз — она же: «Сначала все летали, даже деревья и цветы. А потом стали звери. Птицы и цветы – как вышиванки, для радости. А звери — чтобы их боялись. Когда никто никого не будет бояться, земля закончится. Звери всех съедят». — «Всех?» — «Останутся только очень добрые люди, которых звери приручили». «По мне не плачьте, — сказала она однажды, — я не пропаду на том свете. У меня там тоже будет работа». В том раю, который она создала, работы — немерено.

Слайд 22

Фантастический зверь

Слайд 23

На выставках в Киеве, Москве, Варшаве, Праге, Софии, Монреале демонстрировались ее рисунки «Черный зверь», «Синий лев», «Зверь в золотых сапогах», «Пес в картузе», «Русалки танцуют», «Золотые ягоды». А на Всемирной выставке в Париже, где работы Марии Примаченко имели огромный успех, художница даже удостоилась золотой медали. Мария Примаченко — мастер придуманного ею лично жанра. Это ее персональная планета, населенная именно такими существами.

Слайд 24

Слайд 25

Мария Примаченко рисовала обеими руками — правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать — треба кобрів п’ять». Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» — это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю — ива склонилась, на иве — крокодил. А возле крокодила — мартышка, жена его. Он — в норку, а она — на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь — у него свое, а у тебя свое».

Слайд 26

Слайд 27

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло. Тема радости соединяется у нее с темой печали .

Слайд 28

Подсолнухи и пчела

Слайд 29

В 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны. Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что «Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес». Говорят еще, что Мария Примаченко предвидела катастрофу, задолго до нее рисуя четырехглавых, трехглавых зверей и двуглавых птиц.

Слайд 30

Угроза войны. 1986г.

Слайд 31

Рисовала Мария Аксентьевна на веранде своей хаты, на грубо сколоченном деревянном столе, стоя рядом с листом бумаги. Красок не смешивала. В основном пользовалась гуашью, но очень любила новые краски, которые тогда только начали появляться, — акриловые, флюоресцентные. Радовалась их яркости, как ребенок. А кисти частенько делались дома, поскольку покупные были дороги: сын Федор для этого стриг кота.

Слайд 32

Дикая выдра птичку схватила. 1987г.

Слайд 33

Рисовала она, словно ребенок, чудо-зверей. Но делала это гениально... «Делаю солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы на всей земле...» - так говорила о себе самобытная художница. Фантастических животных Мария Примаченко придумывала. Ее "Звериная серия" не имеет аналогов ни в украинском, ни в мировом искусстве.

Слайд 34

Миллиард лет прошло, а таких обезьян не было. 1987г.